Формирование у младших дошкольников отношения к растительному миру

Оглавление


Введение

ГЛАВА І. Теоретическое изучение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру

.1 Роль природы в формировании личности дошкольника

.2 Особенности ознакомления дошкольников с многообразием растительного мира. Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с миром растений

.3 Дидактические игры как один из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями

.4 Особенности формирования у младших дошкольников осознанного отношения к природе

.5 Основные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования осознанно правильного отношения дошкольников к растительному миру

Выводы по первой главе

ГЛАВА ІІ. Практическое изучение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру

.1 Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру

.1 Рекомендованные формы взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Введение


Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно и осознанно относиться к природе.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому [3, с.54].

Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ [16, с. 28].

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное, правильное и осознанное отношение к природе, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования [7, с. 31].

Социально-экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка. В этот период ребенок особенно тесен в отношениях со свей семьей. Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально-экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно [9, с.72].

Цель исследования - изучить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

Задачи исследования:

. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Определить роль природы в формировании личности дошкольника.

. Рассмотреть особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.

. Сделать акцент на дидактической игре, как одному из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями.

. Выделить особенности формирования у дошкольников осознанного отношения к природе.

. Изучить опыт взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру.

. Измерить уровень знаний о растительном мире в группе младших дошкольников.

. Определить степень сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к миру природы.

. Подобрать рекомендации по укреплению сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью повышения уровня знаний у младших дошкольников о растительном мире и формированию осознанно правильного отношения к миру природы.

Предмет исследования - изучение взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент (констатирующий) с использованием методики диагностики уровня сформированности экологических знаний Т.А. Серебряковой (задание о выявлении знаний о растительном мире); педагогическое наблюдение; беседа с воспитателем; анкетирование родителей.

ГЛАВА І. Теоретическое изучение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру


.1 Роль природы в формировании личности дошкольника


Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление [14, с.19].

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, у них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой [4, с. 32-34].

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются - в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача - формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы - насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе [12, с. 25-28].


1.2 Особенности ознакомления дошкольников с многообразием растительного мира. Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с миром растений


Любовь к растительному миру можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за ними. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Задачи и содержание знаний о растительном мире, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о строении растений (стебель, лист, цветок), их потребностях во влаге, особенностях питания. Детям дают первые знания об отличительных признаках растений.

Воспитатель учит малышей наблюдать за различными растениями. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям.

Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка).

В средней группе у детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге. Дети усваивают обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника.

Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за растениями. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к растениям, но теперь они должны проявлять ее на деле - ухаживая за ними в уголке природы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе - о потребностях растений в зависимости от условий жизни и состояния.

Дети узнают о стадиях роста и развития растений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются; устанавливаются связи между потребностями растений и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между видами растений и их функциями и средой обитания.

Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями в растительном мире по сезонам, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны растений.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях в мире растений, дальнейшая их систематизация и обобщение.

У детей формируются четкие представления о том, что каждое растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.

Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории - лес, луг, водоем, поле и т. д.) Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений.

Усложнение знание требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности, умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.

В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее [5, с.71-76].

В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать растения, наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности (деревья, кустарники, травянистые растения). Воспитатель выбирает наиболее ярко цветущие в разные времена года растения и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике - полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные поры года.

В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений; для их роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, организованным человеком питании. Ребят учат различать части растений (стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод). Они узнают о функциях некоторых из них. Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также за растениями огорода и цветника.

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменении состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины таких изменений.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста [8, с. 25-28].

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Растения нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Для того, чтобы разобраться в мире растений, необходимо изучить их, расположить в определенной системе. Современная систематика устанавливает сходство растений по строению и происхождению, отражает родственные, т. е. эволюционные, взаимоотношения между растительными организмами.

Ознакомление дошкольников с растительным миром в ДОУ начинается уже в младших группах. Прежде всего, на занятиях. Разрабатывая методику проведения занятий, воспитатель в младших группах отдает предпочтение наглядным методам, а также практическим. Словесные методы применяются как дополнительные. Но основные знания о растениях воспитанники младших групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Для этого целесообразно использовать работу в уголке природы, наблюдения и труд на участке, рассказывание и другие методы работы.

К переходу в среднюю группу у детей накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и явлениях природы. Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним и т. д.

В средней группе могут проводиться природоведческие экскурсии - в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической направленности.

В средней группе на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания.

Таким образом, в средней группе используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы. В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявления к окружающему миру, гуманных чувств и поведения. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы.

Все формы работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения.

Проведение занятий в старшей группе отличается от этой формы работы в средней группе. Обучение на занятиях становится основным средством образовательной работы. Усвоение знаний о растительном мире успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников. Значимое место в обобщении и систематизации знаний занимают беседы. В повседневной жизни используются разнообразные методы и формы работы - наблюдения на участке детского сада и в уголке природы, труд, целевые прогулки и т. д.

В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных знаний о растениях, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений. Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. Необходимое требование к занятиям - организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность дошкольников. В подготовительной группе содержание работы в повседневной жизни становится более разнообразным и сложным.

Воспитатель должен проводить целевые прогулки и экскурсии, организовывать систематические наблюдения и опыты, элементарную поисковую деятельность, активно включать в познание природных явлений практическую деятельность дошкольников, и прежде всего труд по выращиванию растений и уходу за ними [2, с.68-69].

Таким образом, формирование знаний у дошкольников о многообразии растительного мира происходит на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняясь на каждом этапе.


1.3 Дидактические игры как один из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями


В младшей группе дидактические игры с природными материалами лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук и другие.

Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате.

Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи.

Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму) и все детали. Планируя игры с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в природе. Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе [13, с.119-121].

Проводя дидактические игры с детьми 4 - 5 лет - средняя группа, - учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.

Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи. Небольшое условие задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растений: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно - или светло - зеленый лист). Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками).

. Находить предметы по слову - названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенными словами «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

. Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира.

. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске , форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.

. Находить целое по части. Выполнение этого задания дает детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.

. Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умение описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно.

При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль. Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений. В ходе игры у младших детей появляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.

После игры с овощами и фруктами можно угостить детей каким-нибудь из них, обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало?» (Кисло, горько, сладко.) Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм. Желание играть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить цветы взрослым, младшим детям.

Проводя такие игры, надо приучать не рвать их без надобности цветы [10, с.54-56].


1.4 Особенности формирования у младших дошкольников осознанного отношения к природе


Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях [15, с.56].

Чтобы понять, что именно лежит в основе формирования осознанного отношения к природе, нужно определить цель экологического воспитания в целом. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости).

Процесс экологического воспитания в широком смысле - это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека [1, с. 37].

Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры - совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельности, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.

Понятие экологической культуры - комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания. Развитие экологической культуры личности - результат широкого процесса экологизации личности - становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.

Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших дошкольников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка [17, с.95-96].


1.5 Основные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования осознанно правильного отношения дошкольников к растительному миру


Работа с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы.

В работе с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог - родитель;

педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Сбережем растительный мир» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с данной проблемой. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

осознанно правильное отношения к растительному миру дошкольников формирует ответственное отношение к окружающей среде;

одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье [6, с.80].

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о мире растений есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон [13, с. 14-15].

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.

Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей [18, с.13-14].

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

пропагандировать знания о мире растений среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность;

проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес;

разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители;

еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей;

для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений за растениями. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили советы;

групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей;

организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные «Мы и наши дети».

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними;

уголок «выращивания», оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской и практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

фотографии на тему «растения», журналы и книги о растительном мире.

Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей в первую очередь поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к миру растений, природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры [11, с.94-96].


Выводы по первой главе


Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Бережное отношение к растительному миру предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.

Дошкольный возраст - особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с природой - это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о растительном мире и природе в целом, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Работа с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру дошкольников необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей, как традиционные, так и нетрадиционные.

дошкольный дети растение дидактический

ГЛАВА ІІ. Практическое изучение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру


.1 Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру


Констатирующий эксперимент был проведен с 7.10.2013 г. по 18.10.2013 г. на базе детского сада № 43 (младшая группа) города Могилева. В эксперименте приняли участие 12 детей, 12 родителей и воспитатель данного ДОУ.

Цель констатирующего эксперимента - изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

Задачи констатирующего эксперимента:

. Выявить формы взаимодействия воспитателя с семьёй в процессе формирования осознанного правильного отношения младших дошкольников к растительному миру.

. Определить отношение родителей к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Измерить уровень знаний о растительном мире в группе младших дошкольников.

Методы:

беседа с воспитателем;

анкетирование родителей;

методика диагностики уровня сформированности экологических знаний Т.А. Серебряковой.

. Беседа с воспитателем

Воспитателю были предложены следующие вопросы:

?Как осуществляется педагогический процесс в группе?

?Какие формы используются во взаимодействии с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру?

?Как относятся родители к формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру?

В беседе с воспитателем выяснилось, что в ходе педагогического процесса перед воспитателем стоит задача: показать детям разнообразие растительного мира, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Наиболее значимым методом в педагогическом процессе является наблюдение. Наблюдение как метод работы с детьми осуществляется в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение включают в себя и такие формы работы, как занятия, экскурсии, прогулки.

Также важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

Особое внимание уделяется занятиям комплексного, обобщающего и углублённо-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о растительном мире, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов.

Наибольшее значение имеет построение беседы воспитателя с детьми; необходима четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Главной целью педагогического процесса является: научить детей быть милосердными, любить и беречь растения, по-хозяйски, а значит, бережно относиться к ним.

Для формирования основ у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру у дошкольников в ДОУ разработана система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй.

Во взаимодействие с семьёй по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные, словесные, смешанные формы работы.

Словесные методы и формы - беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

Наглядные - оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Смешанные формы (комбинированные) - день открытых дверей, родительские собрания, конференции.

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями - это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к защите «живого» дерева ели и т.д. Регулярно выпускаются тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, проводятся консультации.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительских уголках. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

В работе с родителями используются домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Ежегодно с родителями проводится анкетирование с целью изучения их мнения о работе детского сада по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Анкетирование родителей

В период с 7. 11. 2013 г. по 10.11.2013 г. в детском саду № 2 г. Кличева было проведено анкетирование родителей детей группы старшего дошкольного возраста на тему «Знания дошкольников о растительном мире». (Приложение 1).

В анкетировании приняли участие 12 родителей.

Анкетирование показало, что 55 % полно ответили на вопрос о том, что такое растительный мир, что он в себя включает? Они считают, что растительный мир - это важнейший компонент природы, который представлен совокупностью различных растительных сообществ произрастающих на нашей планете. Остальные 45 % дали более конкретный ответ. Растительный мир - это все растения на Земле.

Проблема формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру интересует 90 % родителей.

Все родители любят растительный мир.

Но несмотря на это только 35 % родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по формированию осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру.

Это проявляется в том, что они имеют дома растения, проводили некоторые беседы с ребенком о растениях, часто выбираются на природу.

Знакомят детей с правильным отношением к растениям 40 % родителей.

И практически все родители (90%) считают, что нужно формировать осознанно правильное отношение ребенка к растительному миру.

Почти всем родителям (90%) нужна помощь ДОУ по данной проблеме. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за растениями; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.

Работу ДОУ по данному вопросу практически все родители (90%) оценивают положительно.

Из результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что родители заинтересованы в проблеме формирования осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру, что является хорошим показателем. Однако дома занимаются формированием осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру воспитанием детей лишь немногие родители (35%).

Диагностика уровня сформированности у дошкольников знаний о растительном мире.

Здесь была использована методика Т.А. Серебряковой.

Задание 1. «Определение характерных особенностей растительного мира» (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению:

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13-15 баллов):

* Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов):

* Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

* В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

* Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

* Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

* Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (до 7 баллов):

* Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

* Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

* Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

* Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

* В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Результаты задания 1 представлены в таблице 1.


Таблица 1. Результаты методики «Определение характерных особенностей растительного мира»

№ п/пФИОУмение выделитьУсловияУходПользаОтношениеКлассификацияСумма балловУровень знанийо растенияхЗнание Умение1.Анна Ж.212222213высокий2.Алла М.221222213высокий3.Алексей Ш.222222214высокий4.Борис Г.11111218средний5.Влада А.20110217низкий6.Галина Ю.222122112средний7.Иван Д.11111117низкий8.Ирина М.212121211средний9.Ирина А.212122111средний10.Кирилл П.11112219средний11.Кирилл Ю.222222113высокий12.Леонид А.01110003низкий

Таким образом, по результатам методики «Определение характерных особенностей растительного мира» были получены следующие результаты:

у 33% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;

также 42% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;

у 25% - низкий уровень знаний о растительном мире.

Задание 2. «Растительный мир» (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.

. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем они отличаются?

. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

. Почему нужно беречь природу?

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего - 3 балла.

. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов - 2 балла.

. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос - 1 балл.

Высокий уровень - 15 - 18 баллов.

Средний уровень - 11 - 14 баллов.

Низкий уровень - 6 - 10 баллов.

Результаты задания 2 представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты методики «Растительный мир»

№ п/пФИООтличияСущностьПриспособлениеОсведомленностьОтношениеСумма балловУровень знаний о растениях1.Анна Ж.3333315Высокий2.Алла М.3323314Средний3.Алексей Ш.3333315Высокий4.Борис Г.3232212Средний5.Влада А.222219Низкий6.Галина Ю.2222212Средний7.Иван Д.222229Низкий8.Ирина М.2222210Низкий9.Ирина А.222219Низкий10.Кирилл П.3213312Средний11.Кирилл Ю.3333214Высокий12.Леонид А.212117Низкий

По результатам методики «Растительный мир» были получены следующие результаты:

у 25% испытуемых был выявлен высокий уровень знаний о растительном мире;

также 33% дошкольников присущ средний уровень знаний о мире растений;

у 42% - низкий уровень знаний о растительном мире.

Таким образом, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, этот показатель остается невысоким.

Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Есть предположение, что повысить уровень сформированности осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, подключив к образовательному процессу семью.


2.2 Рекомендованные формы взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру


Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно взаимодействовать с миром растений может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально-экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к растительному миру.

На современном этапе формирование социально-экологических представлений - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - социально-экологических представлений, а именно осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно правильное отношение к растительному миру вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое имеет определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного вида растения.

Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.

Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.

Социально-экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка.

Поэтому семья играет огромную роль в формировании социально-экологических представлений у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье.

Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.

Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом [7, с.99-102].

Самыми актуальными в этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:

. Консультации.

. Круглый стол «Сбережем растения».

. Проведение в группе выставки поделок детей из природного материала.

. Проведение родительского собрания в форме КВН.

. Проект по экологии «Растения планеты Земля».

. Совместная экскурсия в природу.

Направления работы:

·повышение социально-экологической культуры родителей;

·знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;

·оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;

·включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного возраста.

На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей.

Цель консультации: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.

В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых условий для того, чтобы из семечка выросло растение. Общение - это разговоры во время посадки растений, игра.

Наблюдения за тем, что и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает растение - формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия - это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.

В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о растениях воспитывает в детях действенную любовь к ним (Приложение 2).

За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем растения».

Предлагаем обсудить следующие вопросы:

оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;

оказывает ли общество влияние на природную среду?;

может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?

Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально-экологических представлений у детей (Приложение 3).

На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.

Тема выставки: «Несуществующее растение».

Цель: развитие творчества, воображения детей; научить использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник и т.д.) для поделок; показать детям красоту поделок из природного материала.

Предварительная работа с родителями: проведение беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.

Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям можно дать задание придумать название своему несуществующему растению; так же детям можно сказать, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. включить элемент соревнования.

Дети могут использовать самый различный природный материал. Необходимо выбрать 3 самые лучшие поделки, которые можно оценить по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы можно вознаградить призами.

Следующим мероприятием может быть родительское собрание в форме КВН. Таким образом, можно увидеть, что активная включенность родителей в работу детей даёт положительные результаты (Приложение 4).

Завершить комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в формировании осознанного отношения к растительному миру можно совместным с детьми и родителями мероприятием - экскурсией в природу с родителями и детьми.

Цели:

формировать представление о состоянии растений весной;

обогащать и активизировать словарь;

вызвать радостные переживания от общения с природой, уметь видеть ее красоту, желание сохранять все живое;

развивать коммуникативные способности (Приложение 5).

Таким образом, можно использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем растения»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Растения планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.

Данную работу можно вести по следующим направлениям:

·работа с родителями:

повышение социально-экологической культуры родителей;

знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально-экологических представлений в условиях семьи;

включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного возраста.

·совместная деятельность с детьми:

во время совместных экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

совместный уход за растениями;

сбор коллекций природных материалов;

выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев) [13, с.121-125].

Выводы по второй главе


В экспериментальной части данной работы выполнены следующие задачи:

·определение форм взаимодействия ДОУ с родителями (через беседу с воспитателем);

·выяснение отношения родителей к формированию у детей осознанно правильного отношения к растительному миру (через анкетирование родителей);

·измерение уровня знаний о растительном мире в группе дошкольников (методика Т.А. Серебряковой).

Во взаимодействие с семьей по формированию у младших дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру воспитателем используются и реализуются наглядные (оформление стендов, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.), словесные (беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями), смешанные (день открытых дверей, родительские собрания, конференции) формы работы.

Но, несмотря на то, что в ДОУ реализуется программа формирования осознанного правильного отношения ребенка к растительному миру, по результатам двух заданий уровень знаний младших дошкольников о растительном мире остается невысоким.

Если опереться на результаты анкетирования родителей, то можно сделать вывод, что родители недостаточно внимания уделяют своим детям по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру. И даже несмотря на активность дошкольного учреждения в этом вопросе, уровень знаний в группе дошкольников о растительном мире остается невысоким. Мы можем предположить, что повысить уровень осознанно правильного отношения ребенка к растительному миру можно, еще больше подключив к образовательному процессу семью.

Кроме того, нами выделен комплекс мероприятий, который может быть организован и проведен в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ.

Заключение


Таким образом, изучив теоретически и практически проблему взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру мы выполнили следующее:

. Проанализировали психолого-педагогическую литературу, материалы научных статей по проблеме взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в формировании у дошкольников осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Определили роль природы в формировании личности дошкольника.

. Рассмотрели особенности ознакомления дошкольников с растительным миром.

. Сделали акцент на дидактической игре, как одному из способов ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями.

. Выделили особенности формирования у дошкольников осознанного отношения к природе.

. Изучили опыт взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию осознанно правильного отношения к растительному миру.

. Измерили уровень знаний о растительном мире в подготовительной группе дошкольников. В целом уровень знаний младших дошкольников о растительном мире оказался невысоким.

. Определили степень сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к миру природы. Здесь степень сотрудничества также невысока. Преимущественно выделяется активность ДОУ по сравнению с работой родителей.

. Подобрали рекомендации по укреплению сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью повышения уровня знаний у дошкольников о растительном мире и формированию осознанно правильного отношения к миру природы.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что уровень знаний в группе младших дошкольников о растительном мире будет зависеть от уровня взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, подтвердилась. В нашем случае уровень взаимодействия семьи и дошкольного учреждения получился невысоким, каким, собственно, и получился уровень знаний дошкольников о мире растений. Здесь оказалась прямая зависимость.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Прежде всего, следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому - лучше понять ребенка.

Мы подобрали комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи по формированию осознанно правильного отношения младших дошкольников к растительному миру. Предлагаем использовать следующие формы работы с родителями: консультации; круглый стол «Сбережем растения»; проведение в группе выставки поделок детей из природного материала; родительское собрания в форме КВН; проект по экологии «Растения планеты Земля»; совместная экскурсия в природу.

Список использованных источников


1. Акулинцева Т. Будем экологически грамотными // Дошкольное воспитание - 1996. - №7 - С.36-42.

. Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия // Дошкольное воспитание -1993. - № 12 - С.68-69

. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова - М.: Просвещение, 1980. - 270с.

. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Виноградова - М.: Просвещение,1982. - 256с.

. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности / О.В. Дыбина-Артамонова - Самара: Изд-во Сам.ГПУ, 1997. - 135с.

. Ельникова К. Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание - 1991. - № 1 - С.80-82

. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев - М.: Перемена, 1996. -123с.

. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский - Екатеринбург: «Деловая книга», 1995. - 258с.

. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. / А.И. Иванова - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 326с.

. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников // Ребенок в детском саду - 2005. - № 4 - С.54-56.

. Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. / А.А. Каменева - М.: Просвещение, 1983. - 137с.

. Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007. - №10 - С.108-112.

. Лисенко Н.В. Практическая экология для детей / Н.В. Лисенко - Ивано-Франковск.: Версия, 1999. -127с.

. Лучин, М.В. Детям о природе / М.В. Лучин - М.: Просвещение, 1989. -133с.

. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. / С.Н. Николаева - М.: Просвещение,1995. - 267с.

. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / С.Н. Николаева - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 263с.

. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников // Дошкольной воспитание - 2002. - № 4-5 - С.95-126.

. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование - 2004. - № 11 - С.4-14.


Теги: Формирование у младших дошкольников отношения к растительному миру  Курсовая работа (теория)  Педагогика
Просмотров: 22988
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формирование у младших дошкольников отношения к растительному миру
Назад