Феномен северного модерна (на основе изучения архитектурных объектов Ф.И. Лидваля и А.Ф. Бубыря)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине История искусства XIX-XX веков

на тему "Феномен северного модерна (на основе изучения архитектурных объектов Ф.И. Лидваля и А.Ф. Бубыря)"


Оглавление


Введение

1.Северный модерн и его проявление в архитектуре

1.1 Истоки стиля

1.2 Северный модерн в Финляндии, Санкт-Петербурге и Эстонии

2.Отличительные особенности северного модерна

3.Архитекторы северного модерна

3.1 Федор Иванович Лидваль

3.2 Алексей Фёдорович Бубырь

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Актуальность курсовой работы

Необходимость изучения основных стилей всегда была актуальна для художников и дизайнеров. Это обуславливается тем, что для создания новых архитектурных произведений нужна база знаний, накопленная предыдущими поколениями. Северный модерн - не главенствующий стиль, но "дополнительный", потому он также не должен быть обделен вниманием.

Объект и предмет исследования

Объектом курсовой работы является архитектура северного модерна в Санкт-Петербурге. Предметом исследованием является изучение истории, особенностей и стилистики северного модерна.

Цель и задачи

1.Изучить историю северного модерна на примере архитектуры доходных домов Санкт-Петербурга.

2.Изучить отличительные черты северного модерна.

.Доказать уникальность северного модерна.

Гипотеза

Целью является изучение сверенного модерна, как отдельного архитектурного стиля Санкт-Петербурга. На примере творчества Лидваля и Бубыря убедиться в его уникальности, выделить особенные черты и уметь применять его в будущем для таких современных стилей, как бионика.

Методы исследования.

1.Анализ литературы

2.Посещение исследуемых сооружений

.Классификация

.Обобщение

.Иллюстрирование

Практическая значимость исследуемой проблемы

Данная работа может быть полезна искусствоведам, дизайнерам и художникам. Материал может быть использован на лекциях в высших учебных заведениях. Полученные знания могут существовать в будущем как элементы в студенческих работах, в качестве декоративных и конструктивных особенностей архитектуры и дизайна.

В настоящее время архитектура модерна изучена достаточно широко как общее явление, но также важно исследовать ее различные вариации и и модификации, включая "районные" разделения и отличительные особенности каждого из них. Довольно долгое время данная тема была малодоступной, и это одна из причин в заинтересованности и необходимости её изучения.

Северный модерн - это довольно узкое направление, которое получило расцвет в начале XX века и далее остается лишь как память на улицах Финляндии, Швеции и Петербурга. Несмотря на его не очень долгое существование, северный модерн дал толчок последующим стилям. Сегодня он уже совсем не используется, но, если вдуматься, то бионика вполне отражает некоторые идеи северного модерна, а именно использует округлые формы, сильную стилизованность и обращение непосредственно к природе. Его изучение может быть полезным для студентов и художников, раскрывая новые возможности проектирования и идей стилизации.

Северный модерн - действительно уникальный стиль, в каком-то смысле "региональный", который поистине предоставлен лишь в одном уголке планеты - Скандинавии и Санкт-Петербурге.


1. Северный модерн и его проявление в архитектуре


.1 Истоки стиля


В конце XIX века в европейской архитектурной среде сформировался новый стиль, который в Европе получил название "национальный романтизм", и называемый в России "модерн". Характерной особенностью его являются опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. В странах Европы модерн проявлялся региональными особенностями, определялся также и особыми названиями: ар-нуво (фр. art nouveau, букв. "новое искусство"), югендстиль (нем. Jugendstil - "молодой стиль") , "модерн стайл" (modern style, букв. "современный стиль") в Англии, "стиль либерти" в Италии, "модернизмо" в Испании, "Nieuwe Kunst" в Нидерландах, "еловый стиль" (style sapin) в Швейцарии. Также это романтическое направление появилось в архитектуре модерна в странах Балтийского региона. Это архитектурное направление затронуло Стокгольм, Ригу, Хельсинки и Санкт-Петербург. Глубинное чувство суровой северной природы проявилось и в сдержанных архитектурных образах, и в проявлении декоративных свойств природных материалов, и в стилизациях на темы местной флоры и фауны. Этот стиль модернизма в странах балтийского региона получил название "северного модерна". Под влиянием финской и отчасти шведской архитектуры национального романтизма, в начале XX века северный модерн получил распространение в Санкт-Петербурге. Архитектура северного модерна направлена на органично вписанные геометризированные объемы, экспрессивный и пластичный силуэт, вписываемый в северный пейзаж с его блеклым небом, скалами и морем.


1.2 Северный модерн в Финляндии, Санкт-Петербурге и Эстонии


Национально-романтическое движение, которое охватило все сферы культурной жизни, породило целое направление в зодчестве, ставшее аналогом европейскому модерну. Культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией в начале XX века способствовали появлению северного модерна в России. Национальный Романтизм в Скандинавии был в то время главным течением в искусстве. Возрастал интерес к странам Скандинавии, к его фольклору, народному искусству, деревянному и каменному зодчеству Севера.

Финский художник Аксели Галлен-Каллела (1865-1931) представлял "этнографическое" течение в искусстве северного модерна. В 1884-1889 гг. он учился в Париже. На родине проектировал частные дома и занимался оформлением интерьеров, иллюстрированием книг, живописью и прикладным искусством. В его живописных и декоративных произведениях на темы финской истории натурализм парадоксально сочетается с декоративной стилизацией, плоскостностью и орнаментальным началом.

Некоторые искусствоведы определяли термином "северный модерн" лишь возникшее в 1900-е годы направление в петербургской архитектуре, указывая на его тесную связь с процессами скандинавского зодчества того же периода. Другие искусствоведы вкладывали в понятие "северный модерн" несколько иной, более широкий смысл. В частности, что "общность климатических и ландшафтных условий строительства в городах Финляндии, Швеции и в Петербурге обусловливала некоторое сходство и специфичность художественных черт модерна, получившего название северного".

Немаловажную роль в конце XIX века в Петербурге играли процессы миграции. По данным статистики в 1890-ых годах на Неве значительно возросло число переселенцев из северных стран. Их интерес заключался в том, что эмигранты стремились открыть частную контору или ремесленное предприятие в Петербурге. Испещренный реками и каналами город воспринимался финнами и шведами как "Северная Венеция".

В это время в Эстонии возводились сооружения архитекторами с заграничным образованием, и здесь северный модерн также нашел себе место. Так называемые прибалтийские немцы или приглашенные финны и петербуржцы тяготели в своем творчестве к данному стилю. Как таковой, собственной архитектурной школы в Эстонии не было, вплоть до начала 1910-х годов она не имела профессиональных архитекторов и национальных кадров. Например, в Таллинне в 1900-е работали только гражданские инженеры. И, если Эстонию северный модерн затронул довольно широко, то Данию и Норвегию этот стиль влияния почти не оказал.

В Санкт-Петербурге упомянутый архитектурный стиль, разумеется, не мог выражать подлинно национальную идею. Но следует отметить, что так называемый финско-шведский "национальный романтизм" нашел для себя в северной столице достаточно благоприятную почву и получил здесь дальнейшее творческое развитие. Чем же можно объяснить этот феномен? Явно существовали какие-то предпосылки культурного единства народов Севера еще в давние времена, а близкое расположение Финляндии и Швеции предопределило сплетение культур и дальнейшие связи. Скандинавия стала своеобразной "Маленькой Европой" для русской художественной интеллигенции.

Вывод: архитектура "Северного модерна" была распространена в основном в Швеции и Финляндии, откуда она пришла в Петербург на основе заинтересованности России в фольклоре, искусстве и взаимоотношений со Скандинавией. Данный стиль в меньшей степени затронул Эстонию.


2. Отличительные особенности северного модерна


Северный мoдерн oтличaется стрoгим, лaкoничным стилем, лишен вычурнoсти, нo пo-свoему экстрaвaгaнтен. Архитектуру северного модерна можно разделить на три части, каждая из которых преследует свой творческий метод. В первом случае зодчие стремились к стилизации - воспроизведению средневековых памятников северной архитектуры: норманнских за?мков и романских базилик. Вторая сторона более подвержена франко-бельгийскому Ар Нуво с его изогнутыми линиями. Также в третьем случае зодчие склонялись к рациональному направлению, где композиция состояла из линий и геометрических форм.

Какие же отличительные особенности архитектуры северного модерна? Одна из важных особенностей - подобранные сочетания материалов, естественных и искусственных, где каждый выигрывает по соседству с другим. Цоколь часто обработанным финляндским гранитом, часто грубо обработанным, но кое-где гладко тёсаным, со скульптурой (рис.1.1, рис.1.2, рис.1.3). Стены верхних этажей покрывались цементной штукатуркой, напоминающей мох, или отделочным кирпичом. В элементы отделки присутствовал постоянный спутник северного модерна - орнамент, повествующий нам о северном фольклоре и образами северной флоры и фауны (рис.2.1, рис.2.2). Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Очертания зданий массивны и обрубовочны, что передается посредством отсутствия мелочного декора. Такие формы говорят нам о силе природы, её монументальности. Северный модерн играет на контрастном сочетании фактур, цветотональных плоскостей, форм и совершенно различающихся оконных проемы. Все эти правила превращают фасады в полном смысле слова в ожившую северную поэму (рис.3.1).

Как справедливо заметил Б.М.Кириков, "эта архитектура резко отличается от всех остальных течений европейского модерна, и имеет ярко выраженный романтический характер ей присущи подчеркнутая монументальность, своеобразная мощная пластика, объемно-пространственная и силуэтная выразительность".

В Финляндии и скандинавских странах архитектурный стиль Запада XIX- начал XX веков называли "национальным романтизмом". Данный термин не совсем правдоподобно и точно характеризует это явление, поскольку в нем нет четкой границы между архитектурой "историзма" и модерна северного региона Европы. Одним из средств выразительности для архитекторов стало сосредоточение внимания на фактуре известняка и гранита, что позволило отказаться от излишних деталей и декора. Исследователь вводит специальное понятие "правды материала", в какой-то мере характеризующее постройки в формах "национального романтизма", и параллельно рассматривает историю так называемых "материальных" теорий в архитектуре.

Наконец, следует учитывать экономические факторы. Все XIX столетие Финляндия поставляла в Петерубрг камень, в основном - гранит, который использовался для облицовки набережных, при возведении колонн Исаакиевского собора, строительстве оград и ворот. Для Финляндии, как довольно небольшой и слабо развитой промышленной стороной, продажа гранита была важной составляющей дохода. В Хельсинки начали выдвигать предположения о том, что фасады из гранита и песчаника - это идеальное подходящий по духу и климату природный камень для финнов. Почти сразу среди местной общественности возникло серьезное оппозиционное течение, которое утверждало, что применение этих природных камней в Финляндии может снизить объемы экспорта в России, что отрицательно бы сказалось на казне страны. Взвесив все за и против, было найдено компромиссное решение: Финляндия решила продавать "Северной Венеции" не просто сырье (необработанные глыбы природного камня), а сырье и дополнительно новую технологию по обтеске гранита и песчаника. К концу XIX века финские мастера достигли немалых высот в этом ремесле, т.к качественно и грамотно с точки зрения эстетики облицовывали камнем фасады и даже научились применять его в интерьерах, например, в украшении каминов.

Наиболее интересные работы предоставлены петербургскими архитекторами, такие как Ф.И.Лидваля, Н.В.Васильева, А.Ф.Бубыря, И.А.Претро. Несколько повлиял на их творчество "национальный романтизм" Скандинавии и Финляндии. Они стремились подчеркнуть "северный" характер архитектуры посредством строительных материалов, особой пластической разработки объемов и путем применения декораций, в которых прослеживалась связь с фольклором.

С. Рингбом взглянул на явление "национального романтизма" в Финляндии с оппозиционной точки зрения. Стиль северных построек, по мнению ученого, определяли "естественные" строительные материалы.

Вывод: Помимо того, что в северном модерне широко используются повествования о флоре и фауне, его природное начало подчеркивает даже использование особенных строительных материалов, а именно - камня. Отличительны оформления дверных проемов и общих форм здания, очень часто встречается прием использования зрительно сильно различных окон

( до 6-7 видов форм), что не встречается в других стилях. Также немаловажную роль играет взаимосвязь флоры и фауны, которая чаще всего изображается в виде барельефов и фигур, вытесанных на стенах, окнах, карнизах и т.д., создающие единый архитектурный ансамбль, где ни одна фигура не перебивает другую, а все здание приобретает единое звучание.


3. Архитекторы северного модерна


.1 Фёдор Иванович Лидваль

северный модерн архитектура стиль

Самый знаменитый представитель северного модерна в Петербурге - Федор Иванович (Фредрик) Лидваль (1870-1945), рожденный в "северной столице" 1 (13) июня 1870 года в семье обрусевших шведов. Окончив в 1882 начальную школу при шведской церкви св. Екатерины, Лидваль поступил во Второе Петербургское реальное училище в 1888 году. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской Академии художеств, где с 1894 по 1896 год учился в мастерской Л. Н. Бенуа. После окончания Академии художеств получил звание художник-архитектор, а позже - академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В 1918 вынужден был уехать к родственникам в Стокгольм в Швецию, разоренный революцией. Построил ряд зданий в Стокгольме. Но самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. Умер в бедности и безызвестности в 1945 году, похоронен в Стокгольме.

В 1900-е годы работы Лидваля стали играть значительную роль в зодчестве Петербурга. Поначалу он, как и многие, был сторонником стиля "модерн", господствовавшего в то время. Как одна из самых ранних известных работ, часто в пример приводится "Дом Лидваля" на Каменноостровском проспекте, 1-3, доходный дом, выполненный в стиле северного модерна, построенный архитектором по заказу матери в 1899-1904 г. Основные черты, отличающие дом от других стилей, это "готические" окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. До своей вынужденной эмиграции Лидваль проживал в этом доме в 1918 году (рис. 4.1).

Рассмотрим отличительные особенности данной постройки.

Ритм чувствуется во всех архитектурных деталях сооружения: сочетания окно с простенками, ритмические линии балконов и эркеров, продиктованные планировкой квартир и дополнительных помещений. Изображения прячущихся волков, играющих зайцев, крадущихся ящериц, соколов, филина, переплетенных корней деревьев, папоротников и мухоморов раскрывают нам сюжеты северной лесной жизни, которые показаны в барельефе в каменных порталах подъездов. (рис.2.2). Орнаменты флоры и фауны на стенах сооружения выполнены из тальк-хлорита. Широко известен балкон с огромным пауком и орнаментом из кованых решёток, где "цветут" металлические подсолнухи. (рис.4.2, рис.4.3). Интересно то, что композиция имеет сюжет и олицетворяемые образы, например, паук - символ рукоделия, ремесла, а также в более широком понимании - судьбы.

Примечательно то, что, начиная с Лидваля, в постройке петербургских сооружений появляется двор-курдонер.

Здание с парадным двором, с фасадами, щедро украшенными мотивами северной флоры и фауны, положило начало застройке Каменноостровского проспекта. Таким образом, "Дом Лидвалей" является ярким примером синтеза искусств и архитектуры XX века, со своей асимметрией, богатым по пластике фасадом, с разнящимися по формам проёмами и сочетаниями плоскостей и форм.

Другие образцы "северного модерна" Федора Лидваля:

·Доходный дом шведской церкви на М. Конюшенной ул., д. 19 на Б. Конюшенной ул., д. 92 на Большом пр. В. О., д. 14 на Моховой ул. (все - 1904-06).

·Дом 61 на Каменноостровском пр. (1909) отличается тонким цветовым решением.

·Здание купеческой гостиницы в Апраксином пер., 6 (1902-03).

Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).

Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.

В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуа начал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.

Лидваль создал ряд зданий многоквартирных комфортабельных доходных домов и общественных зданий в центре Санкт-Петербурга (Петроградская сторона, Васильевский о-в и др.). В том числе дома на М. Посадской ул. (15, 17 и 19), образующие законченный жилой комплекс. Один из крупнейших комплексов 1910-х - доходный дом гр. Толстого (Фонтанка, 54 - ул. Рубинштейна, 15-17, 1910-12) с целой системой дворов, образующих своеобразную "улицу зодчего Лидваля"

Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.

Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Начиная с 1910-х годов, Лидваль меняет тактику постройки домов, что трактовано требованием меняющегося времени. Зодчий умело проектирует дома в соответствии с меняющимися претензиями.

Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для А.Л. Лишневского Лидвалем близкий по стилю к скандинавскому зодчеству. Главный фасад здания имеет сложный изломанный контур, смотрящий во двор. Декор не повторяется. Окна так же различные по величине и конфигурации, штукатурка различна в фактурах и сочетании с тесанным и грубоколотым камнем. Обращенный к проспекту боковой фасад плоский, симметричный, с выделяющимся застеклённым эркером.

В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни, ведь Лидваль был связан с культурой Петербурга и России, продолжая считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге он считал самыми счастливыми в его жизни. После октября 1917 года Лидваль жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. Эти трудности и тоска по семье были причиной того, что, уехав летом 1918 года в Швецию, Лидваль уже не вернулся в Россию.

Вывод: Лидваль оставил после себя множество построек не только в Санкт-Петербурге, но и в Швеции. Здания, что выполнены в стиле северного модерна, показывают умелое сочетание комбинации материалов, орнаментов и отделки. В декоре Лидваль использует иносказательные образы (как паук), раскрывая некие "сюжеты" своих зданий. Постройки Лидваля и мастеров его круга определили своеобразие и уровень петербургского зодчества 1900-1910-х годов.


3.2 Алексей Фёдорович Бубырь


Еще одним выдающимся представителем севернoгo мoдернa является Бубырь Алексей Фёдoрoвич. Он был одним из первых, кто ощутил требoвaние времени. Архитектoр рoдился в 1876 гoду в Екaтеринoслaвскoй губернии. В 1897 гаду переехал в Петербург, где пoступил в Институт грaждaнских инженерoв. Первoй постройкой стaл дoм №9 при лютеранскйо церкви нa Фурштaтскoй улице. Дебют был очень успешным, вслед зa этим появлось много предложений, которые, будучи реализованными, получили высoкую oценку критикoв, экспертных кoмиссий. Бубырь спроектировал множество частных, общественных, прoмышленных здaний в Петербурге и все oни oтличaются незaурядным oбликoм, oсoбым стилем.

Дом на улглу Стремянной улицы и Поварского переулка считается поистине уникальным, который так и называется "Дом Бубыря" или "дом с грибами" (рис. 5.1). Аркa вылoженa из крaснoгo грaнитa, a пo oбеим стoрoнaм oт нее высечены изoбрaжения чудoвищных рыб. У вхoдa в камне вырублены птицы-стрaжники, которые притом сoвершенo рaзные: oднa сердитo смoтрит нa прoхoжих, другaя oпустилa клюв, прижaлa к телу крылo, и взгляд ее пoлoн печaли. Пo всему фaсaду можно увидеть змей, рыб, скaзoчных птиц, челoвеческих мaсок, мoтивы севернoй прирoды (рис. 5.2). Большое количество сказочных и фольклорных образов, изображений Солнца, ворон, грибков, елочек. На стенах нижних этажей располагаются рыбы, гады. Непонятные существа у входа стали своеобразным символом модерна. В первоначальном проекте авторы хотели разместить здесь изображения, выполненные в натуралистичной манере. Над проездом во двор из камня высечены две маски. Прoект был нaстoлькo удaчным, чтo Бубырь выкупил дoм и устрoил в нем сoбственную мaстерскую.

Еще oднo уникaльнoе твoрение - дoхoдный дoм К.И. Кaпустинa №159 нa нaбережнoй Фoнтaнки. Этoт дoм пoдчинил себе oбширнoе прoстрaнствo вoкруг, стaв центрoм среди непрезентaбельных и рaзнoвысoтных здaний. Данная постройка лишена мелочного декора и мелких деталей, в нем нескoлькo взaимoсвязaнных oсей симметрии. В ненастную погоду этот дом своим видом олицетворяет надежный кров, защищающих от невзгод. Это очень интересный ход, действующий на психологию зрителя, ведь в Петербург порой изобилует дождями и промозглыми ветрами (рис. 5.3). Фасад, обращенный на Фонтанку (южный), выглядит "согласно" принципам северного модерна - ассиметрично. Но асимметрия - это зрительный обман, ибо, если присмотреться, можно увидеть несколько сломанных и взаимосвязанных осей симметрии. Центр фасада - разные по размерам и формам окна, эркеры, многоугольник крыши. Использована сложная симметрия сбитых осей, плоскости подхвачены балконами и черепичным навесом над вторым этажом. Отделка - контрастные материалы и фактура, например, темный гранит и светлая штукатурка. Дом воспринимается как единое мощное целое ввиду отсутствия декора и монументальности форм.

Архитектурную деятельнoсть Бубырь сoвмещaл с препoдaвaнием, вел курс в Институте грaждaнских инженерoв, кoтoрый сaм зaкoнчил. Пoсле ревoлюции карьера пошла на убыль: он был отстранен от преподавательской деятельности и перестал получатьзаказы. oстaлся не у дел, перестaл пoлучaть чaстные зaкaзы. Он уехaл нa Укрaину, где пoгиб в 1919 гoду oт рук бaндитoв в самом расцвете сил, когда ему былo 43. Место его захоронения до сих пор неизвестно, но лучшие его памятники - возведенные дома, которые и по сей день можно увидеть, прогуливаясь по Петербургу.

Вывод: А.Ф.Бубырь, как выдающийся архитектор, оставил после себя немалое архитектурное наследие. Его здания носили либо абсолютно лаконичный характер, но с "откликами" северного модерна, либо от и до указывали на признаки данного стиля. Он умело работал с соединением множества декоративных элементов, где каждый находится в отдельности от другого, но представляет собой единое целое, напоминающее рассказ о флоре и фауне.

Заключение


В результате развития стиля "северный модерн" сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них - "Русский стиль". В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другое - собственно "Русский северный модерн", очень близкий к постройкам Стокгольма и Хельсинки. В полной мере рассматриваемый архитектурный стиль выразил себя лишь в зодчестве Финляндии. Здесь, в 1900-е годы, северный модерн был доминирующим практически во всех типах строительства - общественных сооружениях, церквях, загородных виллах, доходных домах и т.д.

Одной из отличительных особенностей северного модерна является то, что фасады и интерьеры разнятся между собой. Если внешние черты фасадных структур явно говорят о чертах "северного модерна", то интереры в этих постройках зачастую отличаются строгостью стиля и рациональностью художественного оформления. В этом, наверное, и состоит некое идейное противоречие в концепции данного стиля.

Северный модерн можно назвать отчасти "переломным" стилем в истории искусства, так как истоки прошлого в нем еще сильны, но черты уже содержат первые намеки будущих стилевых течений - рационального модерна и функционализма.

Безусловно, "северный модерн" оказал заметное влияние на архитектуру Хельсинки, Риги и Петербурга. Как подчеркивает английский ученый Д.Ричардс, "Хельсинки намного богаче в идиосинкратичной архитектуре рубежа веков, чем любой другой город Европы, за исключением Барселоны и, возможно, Брюсселя".

В заключение попробуем сформировать общее определение понятию "северный модерн". Северный модерн - это особый "неоромантический" стиль начала века в архитектуре Финляндии, Петербурга и, частично, Эстонии, который выражается необходимостью использования "естественного" строительного материала, его особенного прочувствования и одновременному обращению к фольклору севера, флоре и фауне, дополняя формами средневекового или народного зодчества стран Северной Европы, Прибалтики и Карелии.


Список литературы


1. Борисова Е.А.Каждан Т.П. "Русская архитектура конца XIX-начала XX века", М., 2011.

. Васильев Б.Л. Кириков Б.М. "Творческие связи финских и петербургских зодчих в начале XX века" // Скандинавский сборник ХХУ1, Таллинн, 2010.

. Иконников A.B. "Национально-исторические тенденции в архитектуре второй половины XIX-начала XX века" // Архитектура и история, М., 2007.

. Исаченко В.Г. \ Оль Г.А. "Федор Лидваль", Л., 2008.

. Кириков Б.М. "Петербургский модерн" // Панорама искусств 10, М., 2009.


Приложение


Рис 1.1 Пример использования материалов (камня и штукатурки) в архитектуре северного модерна. Доходный дом Лидваля, Каменноостровскйи 3-1. Стр. 8


Рис 1.2 Пример использования материалов (камня и штукатурки) в архитектуре северного модерна. Доходный дом Лидваля, Каменноостровскйи 3-1.

Рис 1.3 Пример элементов отделки. Доходный дом Лидваля. Каменноостровский 1-3.


Рис 2.1 Пример элементов отделки архитектуры северного модерна. Доходный дом Лидваля. Каменноостровский 1-3.


Рис 2.2 Пример элементов отделки архитектуры северного модерна. Портал Доходного дома Лидваля.


Рис 3.1 Пример элементов отделки архитектуры северного модерна. Доходный дом Лидваля.


Рис. 4.1 Фасад Доходного дома Лидваля по адресу Каменноостровскйи проспект 1-3.


Рис. 4.2. Пример декоративной отделки Доходного


Рис. 4.3. Пример декоративной отделки Доходного дома Лидваля. Стр. 12 Дома Лидваля. Балкон


Рис. 5.1. Дом Бубыря на углу Стремянной улица и Поварского переулка.


Рис. 5.2. Дом Бубыря на углу Стремянной улица и Поварского переулка.


Рис. 5.3. Доходный дом Бубыря, ул. Капустина 159


Собственные зарисовки, элементы доходного дома Лидваля.


Собственные зарисовки, элементы доходного дома Лидваля и элемент, показывающий характерные черты северного модерна.


Теги: Феномен северного модерна (на основе изучения архитектурных объектов Ф.И. Лидваля и А.Ф. Бубыря)  Курсовая работа (теория)  Культурология
Просмотров: 21716
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Феномен северного модерна (на основе изучения архитектурных объектов Ф.И. Лидваля и А.Ф. Бубыря)
Назад