"Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием

Содержание


Введение

. Социальная сущность "желтой" прессы

.1 Происхождение понятия "желтая" пресса

.2 Характеристика "желтой" прессы

.3 Причины популярности "желтой" прессы

. "Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием

.1 Психологические механизмы воздействия на аудиторию "желтой" прессы

.2 Методы воздействия российских изданий "желтой" прессы

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы. В последние годы приоритеты печатных СМИ резко изменились. Еще несколько лет назад главным критерием успешной, то есть рейтинговой газеты был фактор качественности. Пресса пользовалась большим спросом, несмотря на то, что общество не получало информацию о скандалах, сенсациях, сплетнях, слухах. Сейчас "желтые" газеты пользуются большой популярностью, их рейтинги растут с высокой скоростью, обгоняя качественную прессу.

Распространение "желтых" СМИ на информационном рынке приводит к снижению качества информирования общества, что является нарушением одной из основных функций журналистики. По словам главного редактора таблоида "Твой День" Тимура Мардера, "редакторы солидных и респектабельных газет могут сколько угодно презирать таблоидные издания, называть их скандальными и низкопробными, возмущаться их вторжением в частную жизнь известных людей, беспардонностью репортеров, вбрасыванием "жареных" фактов и т. д., и т. п., но они вынуждены с досадой признать: традиционным газетам с каждым днем становится все труднее конкурировать с молодым желтым агрессором".

Целью данной работы является анализ социальной сущности "желтой прессы" и изучение психологических механизмов воздействия на аудиторию.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

1.ознакомиться с происхождением понятия "желтая" пресса, выделить ее основные черты;

2.проанализировать социальную сущность "желтой "прессы;

. рассмотреть психологические механизмы воздействия на аудиторию.

Объектом исследования является "желтая" пресса, а предметом - ее социальная сущность, суть ее воздействия на читательскую аудиторию.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав - теоретической и практической, заключения и списка литературы. В теоретической главе рассматриваются вопросы, касающиеся истории происхождения термина "желтая" пресса, ее характерные черты и причины популярности среди читательской аудитории. В практической части рассматриваются механизмы психологического воздействия на читателей, а также на примере российских изданий "желтой" прессы анализируются эти механизмы.


1. Социальная сущность "желтой" прессы


1.1 Происхождение понятия "желтая" пресса


Желтая пресса появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть привилегией интеллектуальной элиты. Существуют две версии происхождения термина "желтая пресса". Согласно первой, в конце позапрошлого века две конкурирующие нью-йоркские газеты издавали комиксы про "Желтого малыша". Как и все газетные рисунки того времени, комиксы бы ли черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет. После того как в 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор еще одного, третьего, издания - "New York Press", напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты "желтой прессой", выражение стало крылатым. По другой версии, желтая пресса получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела.

Однако фактически сам феномен "желтой прессы" возник еще в XIX веке, когда с ростом урбанизации журналистика стала обращать внимание на запросы иммигрантов и рабочего класса. Появилась "центовая пресса", предшественница "желтой". Издательский бизнес стал все чаще формироваться по образу и подобию коммерческого предприятия. Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия уже тогда заняли господствующее место на полосах "желтых" газет. Первые "желтые" газеты (уже названные "The New York World", "New York Journal" и "The San Francisco Examiner") быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания "human-interest stories". Пулитцер (а затем и Херст) ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием массовой беллетристики, в частности приключенческого и детективного романов, которые провозгласили занимательность в качестве основной жанровой доминанты. Так, Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.

По образу и подобию американской развивалась и "желтая журналистика" в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты "Tit-Bits" в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской "желтой прессы" братья Хармсворты.

Сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. В материалах таких "желтых" газет, как "Петербургский листок" (1864), "Петербургская газета" (1867), "Московский листок" (1881) и "Газета-копейка" (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя российская "желтая пресса" быстро приобрела популярность.

К началу второй мировой войны бурное развитие "желтой прессы" затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Ситуация изменилась в 50-60-х годах XX века, когда получили распространение идеи "сексуальной революции". На этой волне в 1953 году появляется журнал "Playboy" (издатель X. Хефнер) - популярное издание, полностью посвященное теме секса. С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства "желтых" изданий.

В России начало бульварной прессы и ее триумфальное шествие можно отнести к 1986 году, когда в "Московском Комсомольце" вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет - тогда это был серьезный прорыв, потому что тогда пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы - это было в новинку, это было свежо и интересно.

Потом, в 1987-88 гг. подряд пошли публикации про Горбачева и про частную жизнь знаменитостей. Очередной прорыв - передача "Телевизионное знакомство" с Урмасом Оттом, где ведущий опрашивал Аллу Пугачеву не о том, какие у нее творческие планы (приевшаяся зрителю банальщина), а о том, сколько стоила ее новая дача. Как раз такие "жареные" факты были гораздо более интересны зрителю и, соответственно, читателю. Однако такие явления в то время были скорее точечными, и говорить о тенденциях пока не приходилось. Хотя уже в то время стали появляться издания, игравшие на таких "жареностях" ("Московские новости", "Московский комсомолец", "Аргументы и Факты"). Борис Моисеев, например, до сих пор гордится тем, что в интервью газете "АиФ" заявил: "Я гомосексуалист и горжусь этим". Это был еще не рынок, и даже диким рынком назвать это было нельзя. Тогда была пресса коммунистическая, и во главе угла все же стояла политика. Однако советская власть закончилась, и газеты стали больше ориентироваться на желания потребителя.

Определенные подвижки начались в 1994 году, когда была сформирована "Экспресс газета". У "ЭГ" до сих пор указано на первой полосе, что они являются "первым российским таблоидом". Там были вымышленные новости и "фикшн" - обязательная составляющая таблоида, когда пишут некую историю, которой на самом деле не было, но никого это не волнует, потому что ее просто интересно читать. Это и была первая поворотная точка развития бульварной прессы в России. Потом пошло все остальное.

Еще один рубеж - это 2000 год, когда газета "Ульяновские губернские ведомости" переехала всей редакцией в Москву, переименовалась в "Жизнь" и стала делать клон газеты "The Sun". Именно в тот момент рынок желтой прессы в России оформился и структурировался.

На сегодняшний день "желтая пресса" представлена очень широко: от бульварных изданий, которые содержат в основном все черты "желтой прессы", но еще не столь вульгарны и одиозны, до полупорнографических и порнографических, для которых характерен нездоровый интерес к половым отношениям.

Однако не стоит путать жанры "желтой прессы" с жанрами серьезной публицистики - памфлетом и близким к нему пасквилем, которые подчас в иронической, парадоксальной форме ставят серьезные проблемы. Их задача - та же, что у любой серьезной публицистики, скажем, у родственного им очерка - призвать читателя поразмышлять вместе с автором, привлечь внимание к существующим проблемам. Памфлет - это жанр-хамелеон. Развлекательная форма (насмешка традиционно ассоциируется с чем-то несерьезным) в данном случае обманчива. Поэтому не стоит считать качественной журналистикой лишь информационные, безоценочные жанры - такие, как информационная заметка.


1.2 Характеристика "желтой" прессы


"Желтая пресса" характеризуется как:

. Эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческой жизни. Это и интерес к интимным отношениям как таковым (по сути, порнография), и к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания, и к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами (много сенсационных материалов на данную тему дает "желтым" изданиям сфера криминала). В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей.

. Сочетание несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале - трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех "желтых" публикаций - легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.

. Непременная сенсационность. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Однако "желтые" издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени - позитивные. Кроме того, сенсационность "желтой прессы" часто представляется ложной. И потому рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием "волнующих фактов" в реальной действительности, и сенсации приходится буквально "высасывать из пальца".

. Тематический эклектизм (а проще говоря "каша"). В отличие от "желтых", в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от ценности информации. В "желтой" же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика "нулевой" информации, либо адская смесь самых разнообразных тем.

. Превалирование нехудожественной визуальной составляющей над текстовой. В то время как в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы, "желтые" газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы. Однако качеству шрифтов самого текста, безупречному следованию орфографическим и пунктуационным правилам внимания не уделяется.

Эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. "Желтая" фотография имеет прикладное значение и потому не представляет никакой художественной ценности. Заголовки "желтой" прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи, а иногда являются прямым "надувательством", подтасовкой содержащихся в тексте фактов.

Итак, если качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению, а массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания, то "желтая" пресса направлена исключительно на то, чтобы развлекать. При этом "желтые" репортеры невысокого мнения о своих читателях - их готовность проглотить любую предложенную информацию ("развлекалово", "чтиво") не ставится под сомнение.

В "желтом" тексте ярко видны черты товара широкого потребления: продукт ориентирован на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории. Поэтому номер стильного журнала "National Geographic" едва ли будет соседствовать на одном журнальном столике с напечатанном на туалетной бумаге "Бульваром". Следствием такого положения дел становится стремление продаваться максимальным тиражом и по низкой цене, вне зависимости от реальной ценности. На первый план выходит "упаковка" товара - его "сенсационность", его легкая доступность и "быстрая усвояемость" - в общем, своеобразный журналистский фаст-фуд (тоже, кстати, родом из США). У "желтых" журналистов нет желания приготовить изысканное блюдо для гурмана - голодный проглотит и такое.

У желтого СМИ, как сказал Александр Куприянов, "есть три главных особенности - эксклюзив, сенсация и скандал".

В результате сделанного анализа изданий "желтой прессы" К.В.Баранова выделяет две группы черт, определяющие типологическую модель "желтой прессы": позитивные и негативные. Позитивные служат факторами притяжения, негативные - факторами отторжения аудитории.

К негативным чертам К.В.Баранова относит: сенсационность, скандальность информации, освещение табуированных тем, жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов, большой объем иллюстраций, почти полностью заменяющих текст, присутствие черт товарности (ориентация на эмоциональное возбуждение аудитории, стремление к эксклюзивности, широкий спектр событий, крупный заголовочный комплекс, вводящий читателя в заблуждение) и др. Все эти негативные факторы, по наблюдениям Барановой, можно наблюдать в современном еженедельнике "Комсомольской правды", что свидетельствует об изменении типа этого издания в сторону "желтой" прессы.


1.3 Причины популярности "желтой" прессы


Любовь к "желтизне", нарастающую с каждым годом, замечают не только в России. И в США, и в Европе люди чаще обращаются к новостям о Бритни Спирс, нежели о НАТО. Это, к слову, становится и новым оружием политиков. Весь мир с интересом следил за прошедшими выборами в президенты США. Автор статьи Добашина И. высказывает свое недоумение по поводу тактики, принятой выигравшим Бараком Обамой. Вместо того, чтобы ставить акценты на своем политическом курсе, кандидат, признаемся, больше занимался шоу-бизнесом. Обама обращался к звездам, заручился поддержкой Опры Уинфри и даже выпустил предвыборный саундтрек. Его речь была засемплирована репером Will.i.Am и превратилась в хит "Yes we can", который не слышал разве что ленивый. Менее гибкий МакКейн только предъявлял ему обвинения в том, что Обама больше заботится о своем имидже, нежели о политике, однако эти обвинения тонули в многоголосье фанатов Мадонны, скандировавших на ее концертах лозунги в поддержку чернокожего кандидата. Почему Обама выбрал именно такой путь борьбы? И почему эта тактика оказалась настолько выигрышной?

Даже ученые, изучающие постиндустриальное общество, говорят о том, что "желтизна" шагает по миру семимильными шагами, захватывая все большую и большую аудиторию. Это связано с тем, что современное "информационное" общество настолько перенасыщено, темпы развития цивилизации настолько ускорены, что социальная психология меняется на глазах. Личность, даже просто скользящая по поверхности этого информационного потока, не успевает за новизной, быстротечностью и разнообразием информации и просто устает. Уставший мозг "обычного" человека чаще всего предпочитает более легкую информацию, которая позволяет не перегружать психику. Стремление уйти от стрессов и проблем породило эскапизм - бегство от реальности, что способствует популярности развлекательных средств массовой информации. "Пожелтение" СМИ как социальное явление оказало существенное влияние на изменение массовой психологии общества.

Людей стали избавлять не только от необходимости искать информацию, но и расставлять свои оценки того или иного события. Вместо этого - готовые комментарии видного журналиста или писателя. Здесь есть существенный недостаток - понижается интеллектуальный уровень отдельно взятой личности и человек становиться частью толпы.

Обратной стороной медали этого процесса является то, что в таких условиях человек становиться как никогда в большей степени подвержен влиянию извне, манипулированию. СМИ, в частности, "желтая" пресса не ориентируются на конкретного человека, личность. Они нацелены на массу. Средства массовой информации, воздействуя на каждого в отдельности, вместе с тем создают толпу, которую связывают полосы газет.

"Внедряясь в каждый дом, присутствуя на каждом рабочем месте, проникая в места отдыха, управляя мнениями и обезличивая их эти средства превращают человеческие умы в массовый разум". Результатом такого всепроникающего влияния средств массовой информации становиться то, что люди перестают мыслить самостоятельно. Свой жизненный выбор они делают, опираясь на рекомендации телевидения, газет, радио. Одним из ярких примеров тому может служить реклама. Несмотря на разницу в качестве многие выбирают товары, которые уже "знакомы" по рекламным роликам.

В существовании "желтой" прессы интересно и другое. Издания, ранее позиционировавшие себя как серьезные и в высшей степени информативные, в какой-то момент стали обращаться к тем же методам, что и желтая пресса. Вспомним легендарный уже выпуск "Коммерсанта", где Рафаэль Акопов, комментируя продажу "Комсомолки", выразился весьма нецензурно: "А нам пох..." - заявил Акопов, а "Коммерсант" просто взял и перепечатал, просто так, без купюр. И получил рекордные результаты в индексе цитируемости.

Понятно, что и деловым, серьезным изданиям интересно получать большие рейтинги - это в первую очередь гарантирует денежные компенсации, которые не вредили еще ни одному издателю. Поэтому даже та пресса, которая брезгует новостями о звездах шоу-бизнеса, порой обращается к методам бульварных газет. И с каждым годом отличить деловое издание от развлекательного становится все сложнее и сложнее. Не будем здесь обращаться к моральной стороне вопроса - это ни к чему. Понятно, что процесс "ожелтения" пока что только начинается, и с течением времени будет развиваться.


2. "Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием


.1 Психологические механизмы воздействия на аудиторию "желтой" прессы


Существуют всесторонне разработанные и изученные способы воздействия на сознание и поведение индивида в процессе общения. Это - подражание, внушение, заражение, убеждение.

Механизмы их осуществления сложны и взаимосвязаны. Они действуют комплексно и широко применяются в массовой коммуникации. Здесь достаточно глубоко и полно изучено влияние внушения, формы его проявления. Однако в полной мере используются все способы.

Подражание - это копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. С подражанием связаны такие понятия как установки, нормы, ценности, если в их основе лежит влияние лидера, авторитета. Распространенной формой является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Заражение - это такой эмоционально-психологический настрой, при котором происходит бессознательное коллективное или индивидуальное воздействие на аудиторию. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.).

Наиболее распространенным в СМИ способом является внушение. Это такое воздействие на личность, которое приводит либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного чувства, состояния, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент.

Широко используются такие приемы и эффекты, как манипулирование, мифологизация, имиджмейкерство, стереотипизация.

Убеждение - это воздействие, ориентирующееся на развитое мышление, на развернутую систему знаний индивида, на твердо сформировавшиеся идеи и социальные установки. В отличие от других способов это сознательное, интеллектуальное воздействие. Оно требует широкого использования разнообразных логических приемов аргументации, доказательства своих позиций. Особенно сложно вести убеждение в условиях, когда с помощью внушения, заражения или подражания в аудиторию внесены неправильные, чуждые принципы и позиции. Умелое владение приемами убеждения - признак высокого профессионализма журналиста.

Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта (первоначальное описание которого было сделано Г. Лассуэллом), включающего в себя коммуникатора, само сообщение, каналы передачи ("желтую" прессу) и аудиторию как носителя эффекта воздействия.

Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет опосредствованный СМК контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор может быть безличным (издание, канал или передача) и персонифицированным, выступающим как конкретный журналист, ведущий, комментатор и т.д. Безличный коммуникатор оказывает влияние на аудиторию в рамках того имиджа, который по его поводу сложился у читателей, зрителей или радиослушателей. В силу этого обстоятельства одной газете читатели доверяют, другой - нет; информацию, поступившую по одному каналу, сразу принимают, по другому - подвергают сомнению, и т.д.

Роль персонифицированного коммуникатора в процессе коммуникативного воздействия определяется тем, что аудитория часто воспринимает его не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. В силу этого он может нравиться или не нравиться аудитории вне зависимости от ее отношения к каналу. В деятельности персонифицированного коммуникатора реализуется несколько типов воздействия на аудиторию. Наиболее подходящими можно выделить следующие типы:

Вторжение - тип активного воздействия на читательскую аудиторию без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории.

Уход - тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: читатель не пытается понять автора, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу читателя.

Самораскрытие - тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется читателю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога читатель отстранен.

Вовлечение - тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и читетеля, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.

Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия носят типичный для массовых коммуникаций субъект-объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея по сути тот же субъект-объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъект-субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений. Общение предполагает диалог, при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, "выдав" его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений, при этом утрачивая прежние. По существу при использовании вовлечения коммуникатору хорошо известны позиции и установки массовой аудитории, однако они значимы настолько, насколько значима для него необходимость в их изменении. Вовлечение, взятое со стороны результатов воздействия, является самым эффективным его типом, ибо видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или вообще устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них (в случае ярко выраженной субъект-объектной модели). Не последнюю роль в этом процессе играют личные качества коммуникатора, позволяющие ему налаживать необходимый контакт с аудиторией, казаться "своим", его творческие способности (это очень важно при создании печатных текстов).

В процессе коммуникативного воздействия на массовую аудиторию большую роль играет язык коммуникаторов. Это наиболее важная составляющая речевого воздействия "желтой" прессы. Использование крупных заголовков, широкоформатных фотографий, предлагающих читателю шокирующие сообщения и часто осознанно пользующиеся чрезвычайно прямолинейным, даже вульгарным, способом изложения, делают это для того, чтобы будить и удовлетворять любопытство, жажду сенсаций и остроты ощущений у читателей. Статьи в "желтой" прессе рассчитаны на "понятность", в силу чего используются короткие предложения, простой синтаксис, сниженная лексика. Важная особенность "бульварной" прессы состоит также в том, что новости зачастую выдумываются, особенно это касается слухов о жизни знаменитостей шоу-бизнеса.

Манипулирование осуществляется с помощью методов подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток "организованных" новостей, автоматически вызывая в массовом сознании отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задачи СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению, не только формирование убеждений, но и побуждение к действию, воспитание привычек.

На протяжении всей истории человечества можно различать различные примеры внушения. Благодаря своей биологической природе человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Некоторые психологи утверждают, что подверженность внушению - постоянная участь человека. Но механизмы внушения не всегда работают одинаково.


2.2 Методы воздействия российских изданий "желтой" прессы


На сегодняшний день популярными российскими изданиями "желтой" прессы являются "Экспресс-газета", "Жизнь", "Желтая газета", "Твой день", "Тайны звезд", "Комсомольская правда", "Спид-Инфо".

Во всех этих изданиях преобладает:

Эпатирующее освещение табуированной тематики;

Сенсационность;

Тематический эклектизм;

Доминирование визуальной составляющей над текстовой.

Как уже было сказано в первой главе, в "желтой" прессе преобладает превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В "желтой" прессе наблюдается экспансия "ярких" оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Например, издание "Экспресс-газета".

Газета "Экспресс-Газета" является развлекательным изданием. В ней публикуются скандалы и новости шоу-бизнеса, новости спорта. Распространяется она тиражом 700 тыс. экз.

В газете преобладают яркие фотографии, привлекающие внимания аудитории к кричащим заголовкам, типа: "Звездные кости" (о знаменитостях, которые довели себя диетами), "Бешеный огурец" (по поводу истерии о зараженных огурцах), "Дом престарелых для проституток", зареванное лицо Кэмерон Диас под заголовком "Кэмерон Диас бросил бойфренд" и т.д.

Именно "желтые" издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку "желтые" издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли.

Кроме стандартных черных и белых заголовков в том же издании "Экспресс-газета" в основном встречаются красные (например: "Певица Жасмин сильно поправилась", "Эвелина Бледанс: Игорь Бочкин - большой любитель женщин!", "Автор лучшей книги десятилетия рассказал, на что потратит $100000", "Надя Михалкова и Резо Гигинеишвили придумали имя для дочки", "Газманов: Основное занятие моей дочки - выбивание подарков из родителей"), голубые ("Мужа Овсиенко обвиняют в убийстве"), желтые ("Звезды на скачках"), оранжевые.

Красные заголовки можно встретить в электронном издании газеты "СПИД-инфо". Например: Певица Виктория Макарская: "Всегда встречаю мужа голой", "Елена Ваенга позирует в стиле "ню", "Англия в шоке. Жена принца Уильяма бесплодна!" и др.

Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в "желтых" изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи - привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации - эмоционального и эстетического. Такое сочетание можно встретить на страницах того же издания - "СПИД-инфо". В нем чередуются фотографии откровенного содержания и теме же фотографиями обнаженных тел, но больше эстетического характера. Например, изображение обнаженной девушки, облитой в шоколаде под заголовком "Мое портфолио".

Но особенность "желтой" прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. Во главу угла массовой прессы поставлена "пресс-фотография", иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. "Желтая" фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая - информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении "желтой" прессы к максимальному упрощению материала. "Желтые" газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала - комикса. Для большинства "желтых" газет уже стала привычной "комиксовая" подача материалов. Например, статья с изображением комиксового изображения девушки в номере СПИД-инфо за май.

Она проявляется в соединении трех элементов - информативности, доступности и развлечения - важных признаков "инфотеймента".

Как правило, издания "желтой" прессы используют заголовочные комплексы как особый оформительский элемент. В изданиях "желтой" прессы они выступают как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в "желтой", и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное - оформительское. В "желтой" прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки "желтой" прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

а) Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.

Например, "Дель Торо стал дикарем". - Актер готовится к съёмкам в фильме Оливера Стоуна.

б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.

Например, "Модернизация по-своему. Транспортники задумали революцию"

в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

"Всего 80 долларов за ночь! ..Новое японское изобретение".


Заключение


В данной работе была рассмотрена сущность "желтой" прессы. В теоретической части было определено, что она является атрибутом зарождения массовой культуры.

По двум версиям происхождения термина "желтая" пресса - по одной версии - произошла от изданий, на которой печатались первые бульварные газеты, по другой версии - от комиксов про "Желтого малыша". Еще в 19 веке господствующее место на полосах "желтых" газет занимали сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия.

Развитие "желтой" прессы захватило все страны, включая Россию. В Россию "желтая" пресса попала еще до революции, а продолжило свое развитие только в конце 80-х гг. прошлого века.

Феномен ее быстрой экспансии занимает внимание многих специалистов по связям с общественностью и психологов. Прежде чем сказать о ее социальной сущности, следует выделить ее основные черты: эпатирующее освещение табуированной тематики, сочетание несочетаемого, непременная сенсационность, тематический эклектизм, превалирование нехудожественной визуальной составляющей над текстовой. То есть, главной особенностью "желтой" прессы является наличие на ее страницах таких новостей, как эксклюзив, сенсация и скандал. Во всем этом ярко видны черты товара широкого потребления: продукт ориентирован на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории. К захвату внимания массовой аудитории прибегают даже политики, пытаясь захватить внимание общественности и привлечь на свою сторону как можно больше голосов. желтый пресса социальный аудитория

Читательская аудитория "желтой" прессы характеризуется низким интеллектуальным уровнем и высоким уровнем подверженности психологическим манипуляциям сознания. Однако специалисты, пытаясь объяснить стремительное развитие изданий "желтой" прессы, объясняют фактом развития информационного общества. Когда общество перенасыщено информацией, оно начинает искать более простые пути насыщения информационного голода. Таким способом и является "желтая" пресса, которая подает события, не перегружая человека информацией - доступным для понимания языком. Конечно, помимо речевого воздействия, журналисты "желтой" прессы прибегают и к простым, известным в психологии, методам психологического воздействия таким, как подражание, внушение, заражение, убеждение. Манипулирование сознанием осуществляется и с помощью других методов подсознательного стимулирования, описанных в данной работе.

Далее во второй главе были проанализированы наиболее популярные у российской аудитории издания: "Экспресс-газета", "Жизнь", "Желтая газета", "Твой день", "Тайны звезд", "Комсомольская правда", "Спид-Инфо". Проанализированы способы подачи оформительских элементов: цветов, иллюстраций, заголовков, речевых способов воздействия.


Список литературы


1.Cтoлярeнкo Л.Д. Важнейшие элементы психологического воздействия (и сопротивления ему)// Элитариум. - 2010. - 22 ноября

2.Баранова К.В. "Желтая" пресса: факторы притяжения и отторжения // Проблемы филологии глазами молодых исследователей: материалы конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (апрель 2009 г.) / Перм. гос. ун.-т. - Пермь, 2009. - 189 с.

.Бордель дальнего плавания // СПИД-инфо. - 2011. - №11. - 31 мая.

.Брайант Дж., Томпсо С. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс, 2004. - 425с.

.Воронина Н. Александр Куприянов: Желтая пресса как индикатор состояния общества [Электронный ресурс] // Бабр. Ру. - 2009. - 17 июля

.Добашина И. Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе // Новый Взгляд. - 2009. - № 11. - С. 2.

.Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 6. - С. 47-54.

.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М. : Изд-во Едиториал УРСС, 2006. - 352с.

.Мардер Т. Желтые в наступлении // Журналист. - 2007. - №7. - С.62-63

.Мое портфолио // СПИД-инфо. - 2011. - №11. - 31 мая.

.Науменко Т.В. психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2003. - №6. - С.23-26

12.Психология манипуляции: феномены, механизмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.mentalritm.ru/articles/11.htm>

.Птицына Т. Без злого умысла // Православие. Ру. - 2007. - 27 нояб.

.Сазанов Е. Феномен "желтой прессы" // Relga. - 2007. - №7. - С.16-19

."СПИД-инфо" за 2011 год

.Средства массовой информации как одна из формирующих массовости в обществе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.33333.ru/public/formamass.php

.Храбров Г. Что такое "желтая пресса" и откуда она взялась? [Электронный ресурс] // RallyRUS. - 2007. - 30 апр.

.Черниговский М. Под прессом желтой прессы // Деньги. - 2006. - № 12 (568). - С.29-32

."Экспресс-газета" за 2011 год

.Юрченко И.В. О речевом воздействии "желтой" прессы на материале австрийской газеты "Кронен цайтунг" и швейцарской газеты "Блик" [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2010. - Вып.№2


Теги: "Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием  Диплом  Журналистика
Просмотров: 37751
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием
Назад