Формы расчетов и их роль в рациональной организации расчетных отношений

Введение


Термином "расчеты" обычно называют процесс исполнения денежных обязательств.

Способ расчетов может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований.

Наличные денежные расчеты осуществляются путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков. Которыми согласно российскому законодательству могут быть только банковские билеты (банкноты) Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О ЦБ Российской Федерации» (c изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.11.2009 г. N 281-ФЗ, вступающими в силу с 1 января 2010 года). Использование наличной иностранной валюты на территории РФ для расчетов ограничено валютным законодательством (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле"(ред. от 06.12.2011).

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятия в условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями. В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения. Они отражают взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Также с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам

Цель курсовой работы - изучить и раскрыть порядок ведения расчетов.

Задачи курсовой работы:

.раскрыть сущность и значение расчетов в национальной платежной системе;

.рассмотреть безналичные расчеты как основу развития экономики;

.выявить факторы, сдерживающие регулярность осуществления платежей;

.определить перспективные направления совершенствования рынка платежных услуг.

Субъектами расчетов являются экспортеры, импортеры и банки, которые вступают в определенные отношения, связанные с движением товарно-распорядительных документов и операционным оформлением платежей.

Объектами расчетов являются товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, финансовые требования и обязательства, денежные (валютные) средства, ценные бумаги, товарно-денежные расчеты.

Расчеты регулируются правовыми нормами. Существенную роль играют также банковские традиции и правила.

Расчеты осуществляются через банки. Крупнейшие банки различных стран поддерживают корреспондентские отношения, открывают друг другу счета "лоро" (иностранных банков в данном банке) и "ностро" (данного банка в иностранных банках). Эквивалентные требования и обязательства сторон взаимно погашаются, а сальдо оплачивается путем списания с корреспондентских счетов.

Большое значение в практике расчетов имеют валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов. Они включают такие понятия как цена валюты и способ ее определения; валюта платежа; курс перерасчета валюты цены в валюту платежа (при их несовпадении); валютные оговорки, страхующие от риска валютных потерь на случай изменения курса валют; условия расчета (наличный платеж или в кредит); форма расчета (инкассо, банковский перевод, открытый счет, аккредитив); средства платежа (векселя, чеки и т. д.).

Большинство коммерческих сделок, заключаемых между предприятиями и организациями, предполагают осуществление расчетов по ним в форме безналичных платежей - путем перевода средств с банковского счета плательщика на банковский счет получателя платежа. Весьма эффективны расчеты путем зачета взаимных требований и обязательств, называемые клирингом. Развитие и совершенствование расчетных отношений меняют соотношение между наличными и безналичными сферами обращения. Сегодня доля расчетов наличными деньгами по отношению к безналичным сокращается. Это объясняется увеличением объема расчетов с применением системы электронных платежей.


1. Теоретические аспекты расчетов и их правовое регулирование


.1 Сущность и значение расчетов в национальной платежной системе


Расчеты - это совокупность экономических отношений, связанных с возникновением и урегулированием взаимных требований и обязательств субъектов рынка (предприятий, организаций, государства, населения, рабочих и служащих) в процессе хозяйственной деятельности и осуществления операций.

Экономическая сущность расчетов состоит в перераспределении денежных ресурсов между участниками предпринимательских и иных отношений. В расчетах реализуется основная полезная социальная функция денег - они выступают как средство платежа. Правильная организация расчетных операций способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и улучшению финансового состояния предприятия.

Расчетные отношения включают следующие элементы:

-посредники в расчетах - факторинговые компании и фирмы, а также гаранты;

-объект расчетной сделки (операции) - товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, ценные бумаги, финансовые требования и обязательства, а также денежные (валютные) средства;

-органы, осуществляющие платежи - банковская система (коммерческие банки и расчетно-кассовые центры, а также клиринговые учреждения);

-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

-контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банком, персоналом;

-контроль за соблюдениями форм расчетов, зафиксированных в договорах с покупателями и поставщиками;

-своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Расчетные операции являются непременным условием предпринимательской деятельности и могут осуществляться как безналичным способом, так и наличными деньгами. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.

Организации используют следующие формы безналичных расчетов:

-платежные поручения;

-чеки;

-аккредитивы;

-расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств;

-инкассовые поручения.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться перечисления средств:

-за товары и услуги;

-в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

-в погашение кредитов, займов, депозитов;

-других платежей согласно законодательству.

Применение платежных поручений в расчетах наиболее полно отвечает интересам плательщика, так как оплата товара, в основном, идет после его получения (см. приложение 1). Но данный способ оплаты не всегда устраивает поставщика, так как не гарантирует ему получение денежных средств, поэтому поставщик часто требует предварительную оплату товара. Практика использования платежных поручений для предоплаты выявила ряд недостатков:

-авансирование на длительный срок поставщика плательщиком приводит к отвлечению в расчеты из хозяйственного оборота последнего значительного объема оборотных средств;

-при осуществлении расчетов за счет банковского кредита такое авансирование поставщика вызывает дополнительные расходы плательщика;

-предоплата не гарантирует выполнение поставщиком договорных обязательств

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал.

Чековая форма расчетов

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Основные понятия, действующие в чековом обращении:

-чекодатель - юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;

-чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек;

-плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Ордерный чек может быть передан другому лицу посредством индоссамента на его обороте, именной же не может.

При безналичных платежах могут применяться чеки, выпускаемые банками. Они могут быть использованы:

-клиентами одного банка (на основании договора банка с клиентами);

-в межбанковских расчетах и платежах в рамках корреспондентских отношений (на основании договора банка с клиентами и межбанковских отношений). Чеки банков не применяются для расчетов и платежей через подразделения расчетной сети Банка России.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ГК РФ:

-наименование «чек»;

-поручение плательщику выплатить определенную сумму;

-наименование плательщика и счет, с которого производится платеж;

-валюта платежа;

-дата и место составления;

-подпись чекодателя, выписавшего чек.

Форма чека определяется банками самостоятельно.

Существуют основные правила работы с чеками:

-чек оплачивается за счет средств чекодателя;

-плательщиком по чеку является тот банк, где чекодатель задепонировал средства для расчетов чеком;

-нельзя отозвать чек до истечения срока, в течении которого он может быть предъявлен к оплате - 10 календарных дней;

-выдача чека не погашает денежное обязательство, во исполнение которого он выдан;

-чек оплачивается при его предъявлении в банк в установленный законом срок;

-банк-плательщик обязан удостовериться всеми доступными способами в подлинности чека и в том, что предъявитель чека является уполномоченным на то лицом;

-лицо, оплатившее чек, вправе потребовать, чтобы чек ему передали с распиской в получении платежа;

-предъявление чека в банк, обслуживающий чекодателя, на инкассо (оплату) считается предъявлением чека к платежу (см. приложение 2).

Расчеты чеками дают возможность покупателю проверить выполнение условий договора, поставщику гарантируют оплату товара. Для оплаты чеков сумма «замораживается» на отдельном счете и отвлекается из оборота. Это неудобно для покупателя, что тормозит развитие данной формы расчетов.

Аккредитив

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее - банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств или предоставить полномочия другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В основном аккредитивы применяются в международной торговой практике при осуществлении экспортно-импортных операций.

Существует несколько видов аккредитивов:

-покрытый (депонированный) и непокрытый (гарантированный);

-отзывный и безотзывный.

При покрытом аккредитиве плательщик предварительно депонирует средства на отдельном счете для расчетов с поставщиком. Банк-эмитент списывает средства с расчетного счета и перечисляет их в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При непокрытом аккредитиве банк-эмитент предоставляет право исполняющему банку списывать сумму в пределах аккредитива с корреспондентского счета банка-эмитента в исполняющем банке.

Отзывный аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом по письменному распоряжению плательщика без предварительного согласования с получателем средств.

Безотзывный аккредитив может быть изменен или отменен только с согласия получателя средств.

Аккредитив может быть открыт для расчетов только с одним получателем средств, условия оплаты аккредитива должны четко выполняться.

Покупатель подает в свой банк оформленный бланк аккредитива, где кроме обязательных реквизитов указываются:

-срок действия аккредитива;

-вид аккредитива;

-наименование документов, на основании которых оплачивается аккредитив;

-наименование товаров, которые оплачиваются;

-условия оплат аккредитива, реквизиты банков.

По данной форме расчетов между банком и плательщиком заключается договор, где оговариваются все условия открытия и оплаты аккредитива (см. приложение 3).

По условиям аккредитива может быть предусмотрен при отгрузке товара акцепт документов лицом уполномоченным плательщиком. В этом случае покупатель исполняющему банку должен представить: доверенность, выданную плательщиком на имя уполномоченного лица, где содержится его образец подписи; паспорт (или заменяющий его документ); карточка с образцом его подписи.

При оплате документов проверяется наличие подписи и ее соответствие образцу в карточке и на доверенности.

Недостаток аккредитивной формы расчетов - замораживание депонированных средств плательщика на длительный срок, что делает аккредитив непопулярным в расчетах.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

-по истечении срока действия аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

-при отказе получателем средств от использования аккредитива (в полной сумме или в ее части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива, путем направления заявления о закрытии аккредитива исполняющему банку;

-при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) плательщиком, если отзыв возможен по условиям аккредитива.

Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств

Платежное требование - это расчетный документ, содержащий требование получателя средств к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Оно применяется при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и иных случаях согласно договору.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться только с предварительным акцептом (см. приложение 4). Срок для акцепта определяется сторонами по основному договору (не менее 5 рабочих дней). Платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренном в основном договоре. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными. И на следующий рабочий день после истечения срока акцепта, изымаются из картотеки по внебалансовому счету 90901 и оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете. Или помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902«Расчетные документы, не оплаченные в срок» при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете.

Расчеты инкассовыми поручениями

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, а наличными деньгами не допускается.

Инкассовые поручения применяются:

-когда бесспорное взыскание средств установлено законодательством;

-для взыскания по исполнительным документам;

в случаях предусмотренных сторонами (при условии предоставления данного права банку плательщиком согласно договору).

Таким образом, при выписке инкассового поручения средства со счетов клиентов списываются без получения предварительного согласия плательщика (см. приложение 5).


1.2 Основы организации расчетов и их эволюция


Организация и управление наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке, что должно обеспечивать устойчивость и эластичность денежного обращения. В России налично-денежный оборот регламентирован Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5.01.1998 г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201-У), утвержденным Банком России. Все предприятия, организации и учреждения на территории РФ независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Предприятия могут получать наличные деньги от коммерческих банков, физических лиц и других предприятий. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счетах этих предприятий. Расчеты предприятий происходят в основном в безналичной форме. Если предусмотрена оплата товаров (услуг) предприятием в наличной форме, то для этого оно либо снимает денежную наличность со своего счета в коммерческом банке, либо использует имеющиеся наличные средства, оставленные предприятию в пределах установленного лимита.

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» от 16.11.1995 г. и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 25.03.1997г. (в ред. от 30.11.2000 г.). Порядок и сроки сдачи денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаются ежедневными. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России. Лимиты наличности, ежедневно хранимые в кассах предприятий, устанавливаются обслуживающими банками по согласованию с руководителями этих предприятий. При этом учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами. Выдача банками наличных денег предприятиям производится за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Аналогично регулируется наличность в кредитных организациях, обслуживаемых РКЦ. Для обслуживания своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан, территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляется в соответствии с Инструкцией «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» от 16.11.1995 г.

Наличные деньги, находящиеся в оборотной кассе РКЦ, в случае превышения установленного Центральным банком лимита, переводятся в резервные фонды, изымаются из обращения. Центральный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны. Обращение наличных денег является объектом прогнозного планирования.


1.3 Организационно-правовая база регулирования расчетов в РФ


В период становления в России правового государства и становления рыночной экономики, преодоления административного всевластия прежних структур финансовых органов в сфере денежных отношений и их четкое правовое регулирование имеет огромное значение.

«Правовое регулирование - важнейший инструмент управления обществом».

Усложнение экономической и социальной жизни общества, обеспечение гарантий прав, свобод, обязанностей граждан, укрепление правопорядка и дисциплины обуславливают повышение роли правового регулирования.

Расчетно-денежные отношения - важнейший элемент рыночной экономики, что предопределило более полное по сравнению с предшествующим законодательством регулирование данных отношений в новом Гражданском кодексе.

Кодекс устанавливает общие правила для расчетно-денежных отношений, которые не могут быть изменены другими законами и иными правовыми актами. В то же время обширная сфера применения и сложность данных отношений потребовали дополнения норм кодекса. В ряде случаев сохраняют силу инструкции Центрального банка.

По мере развития расчетно-денежных отношений, укрепления рыночной экономики все большее значение приобретает механизм правового регулирования денежных расчетов.

Согласно п.1 ст. 140 ГКРФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются наличными деньгами и в безналичной форме. Гражданский кодекс устанавливает различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской деятельностью граждан. Расчеты, не связанные с предпринимательской деятельностью, разрешаются как наличными деньгами без ограничения суммы, так и в безналичном порядке (п.1 ст.861 ГКРФ) - никаких ограничений на такие расчеты закон не устанавливает. Однако порядок денежных расчетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законом регламентируется весьма жестко. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Расчеты между юридическими лицами, а так же расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между ними могут производиться и наличными деньгами, если иное не установлено законом(п.2 ст. 861 ГК РФ)

В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ и на её территории и не распространяются на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

С 1 июля 2003 года вступило в силу Положение БР №222-П от 1 апреля 2003 года «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ» (УказаниеЦБ РФ от 26.08.2009 N 2281-У "О внесении изменений в положение Банка России от 1 апреля 2003 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ").

Данный документ издан в развитие Положения о безналичных расчетах и регламентирует особенности их совершения в случаях, когда плательщиком выступает физическое лицо. Теперь граждане имеют возможность использовать практически любые формы безналичных расчетов. Однако речь идет о платежах, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Физическое лицо имеет право открыть текущий счет в Российском Банке и осуществлять платежи с использованием всех предусмотренных видов безналичных расчетов. Для открытия счета необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность и банковскую карточку с образцом подписи. Гражданин имеет право самостоятельно составлять расчетные документы по установленным формам или поручать это банку, в котором открыт текущий счет. Предусматривается возможность распоряжения денежными средствами на текущем счете представителям физического лица по доверенности.

При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить её перевод на счет получателя. То есть платежное поручение считается надлежаще исполненным банком, когда денежные средства поступают на счет получателя. В соответствии с п.1 ст. 863 ГК РФ срок для осуществления банковского перевода от начала (от момента списания средств со счета плательщика) до конца (до момента зачисления средств на счет получателя) может устанавливаться законом и иными нормативными актами в соответствии с ним. Договором банковского счета или банковскими обычаями делового оборота могут устанавливаться более короткие сроки, чем те, которые установлены законодательством. Возможность установления сроков перечисления средств со счета или зачисления на счет установлена в ст.31 «Закона о банках и банковской деятельности» от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.11.2011).

В соответствии со ст.80 Закона о ЦБР Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060.

Платежные поручения, помещенные в картотеку №2, оплачиваются с соблюдением установленной законодательством очередности платежей.

Порядок расчетов платежными поручениями регулируется законом и изданными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Наиболее существенные правила, касающиеся ответственности банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения содержатся в п.2 ст. 866 ГК РФ. Эта норма позволяет при наличии спора применить ответственность непосредственно к допустившему нарушение банку.

Процессуально это возможно реализовать путем привлечения банков, участвующих в проведении платежа, при рассмотрении в суде спорной ситуации в качестве соответчиков. В этом случае судом ответственность может возлагаться непосредственно на нарушителя, даже если он не является стороной в договоре с плательщиком. Ответственность может быть возложена с учетом вины каждого из банков.

Банк, привлекаемый к ответственности согласно п.1 и 2, обязан возместить плательщику убытки, связанные с нарушением правил совершения расчетных операций. Если нарушение таких правил повлекло неправомерное удержание денежных средств, то банк должен уплатить так же проценты и убытки, предусмотренные ст. 395 ГК.


. Оценка состояния и развития расчетов


.1 Наличное и безналичное обращение


Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:

-для кругооборота товаров и услуг;

-для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг. А именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.

Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании.

Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждениях привели к возникновению такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

-предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

-юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

-юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

-физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

В Российской федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся в безналичном порядке через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи),внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.


2.2 Безналичные расчеты как основа развития экономики


Деньги обслуживают кругооборот совокупного продукта, распределение и перераспределение национального дохода. С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны за определенный период, - обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике. Денежный оборот является отражением всех денежных отношений, в которых находят проявление функции денег как средства обращения и средства платежа. Непрерывность воспроизводственного процесса предполагает непрерывный характер денежного оборота.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты. Основная часть его платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он производится как в наличной, так и в безналичной формах. Весь безналичный оборот - платежный. Он предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, варрантов и т.п.). Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.

Безналичный оборот является результатом экономических отношений между предприятиями, организациями и учреждениями, а также между ними и населением. Безналичный денежный оборот делится на два вида:

-товарный оборот;

-нетоварный оборот.

Основным является товарный оборот. Он отражает процесс производства и реализации совокупного продукта. В состав товарного безналичного оборота входят: платежи предприятий, организаций и учреждений за товары и оказанные услуги; платежи населения за товары и услуги, осуществляемые путем перечисления денег, хранящихся в банках, на счетах торговых организаций и предприятий, оказывающих услуги бытового характера.

В нетоварном безналичном обороте находят отражение платежи предприятий, организаций и учреждений, а также платежи населения. Преобладающим в нетоварном безналичном обороте является внутриэкономический оборот. В число нетоварных платежей предприятий, организаций и учреждений включаются: платежи в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода; платежи, связанные с образованием централизованных фондов и резервов министерств и ведомств и их использованием; платежи, осуществляемые в процессе кредитования банками предприятий и организаций; страховые взносы государственных и кооперативных предприятий и организаций; уплата налогов путем удержания из заработанной платы; платежи за жилище, коммунальные и другие услуги; погашение банковского кредита; погашение потребительского кредита; перечисление заработной платы в сберегательные банки.

Безналичный денежный оборот зависит от непрерывности осуществления платежей, связанных с распределением и перераспределением национального дохода. Для этого необходимо, чтобы созданный общественный продукт был реализован и его стоимость приобрела денежную форму. Если в процессе реализации товаров, т.е. превращении товарной стоимости в денежную, деньги не поступят своевременно к поставщикам товаров, то нарушаются сроки выплаты заработной платы, возникают задержки платежей в бюджет и замедляется формирование денежных фондов предприятий и организаций. Реализация считается завершенной после поступления денег на счёт поставщика.

В нетоварном безналичном обороте первое место по удельному весу занимает оборот, связанный с формированием, распределением и перераспределением национального дохода, второе место - оборот, отражающий операции кредитной системы.

Безналичные платежи в сравнении с платежами наличными имеют следующие преимущества:

-позволяют увеличивать кредитные ресурсы банковской системы, развивать кредитные отношения;

-способствуют укреплению наличного денежного обращения, поскольку уменьшают сумму наличных средств, необходимых для совершения оборота;

-ускоряют оборот денежных средств и в результате - материальных ресурсов.

В безналичном обороте могут участвовать и деньги, являющиеся личной собственностью граждан и хранящиеся в виде сбережений на счетах банков. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличных денег безналичными расчетами также сокращает издержки обращения.

Денежные отношения в современном обществе остаются неизменными независимо от того, возникают ли они при перечислении денег с одного банковского счета на другой или при платежах, совершаемых наличными деньгами. Сущность денег как экономической категории не может раздваиваться под влиянием особенностей их использования. Деньги играют одинаковую роль в безналичном и в налично-денежном оборотах. Например, измерение стоимости производимых товаров - средств производства и предметов потребления, т.е. использование денег в функции меры стоимости, происходит независимо от того, оплачиваются ли реализуемые товары наличными деньгами или путем безналичных перечислений.


2.3 Национальная система стандартизации и банковская деятельность

безналичный платёж инкассовый поручение

С развитием реформы технического регулирования наша экономика обретает все более цивилизованные контуры.

Главным ориентиром для формирующейся системы технического регулирования Российской Федерации является техническое регулирование Европейского союза. Однако техническое регулирование в Европейском союзе формировалось десятилетиями, в то время как в России этот путь занимает всего несколько лет.

Федеральный закон "О техническом регулировании" № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 30.07.2012)определил основные цели современной системы технического регулирования в Российской Федерации, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Стандарты, являясь признанными рыночными инструментами, оказывают существенное влияние на экономический рост, экологическую целостность и социальную справедливость, т.е. содействуют формированию трех важнейших составляющих устойчивого развития экономики.

Практически нет ни одной области жизнедеятельности, где бы документы по стандартизации не были востребованы государством, обществом и его гражданами. Государственный и частный секторы отечественной экономики в целом недооценивают потенциал и возможности стандартизации. По данным национальных органов по стандартизации Германии, Франции и Соединенного Королевства, эффект от применения стандартов сопоставим с эффектом от использования предприятиями патентов, лицензий и других интеллектуальных активов. При этом исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии, показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1% ВВП.

Ключевой элемент национальной системы стандартизации - ее структура. Именно она предопределяет темпы передачи рынку новых знаний и технологий через стандарты. В связи с этим данная проблема постоянно находится в фокусе повышенного внимания Росстандарта, а ее решение является одной из стратегических целей агентства. Как и в международной практике, для достижения этой цели создается вертикально-интегрированная организационная структура, ключевым звеном которой являются технические комитеты (ТК). Всего на сегодня создано 367 ТК, в работе которых участвует 34 федеральных органа исполнительной власти, более 10 тыс. предприятий, около 12 тыс. специалистов. Технический комитет - это место, где достигается консенсус между всеми заинтересованными представителями государства, бизнеса, потребителей относительно содержания национального стандарта. Как следствие, национальный стандарт учитывает интересы наиболее широкого круга участников производства и потребления продукции и является лучшим инструментом технического регулирования. В ближайшие годы будет продолжена работа по формированию межотраслевых советов по стандартизации, упорядочению структуры и составов существующих ТК, а также созданию новых ТК. Приоритетным направлением деятельности технических комитетов будет являться поддержка модернизации экономики.

В области, затрагивающей банковскую деятельность, действует 4 ТК по стандартизации, ключевым из которых на сентябрь 2010 года остается ТК 399 «Финансы, производство, услуги. Планирование и технологии управления». На межгосударственном уровне - 2 межгосударственных ТК по стандартизации.

За последние десять лет фундаментально изменился характер работы в области стандартизации. В связи с глобализацией рынков все большее число стран активно включается в разработку международных стандартов. Как известно, Россия является членом Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC). Использование международных стандартов является важнейшим фактором в качестве инструмента модернизации экономики. Россия в статусе полноправного члена участвует в работе 525 технических комитетов и подкомитетов по стандартизации ISO и 146 технических комитетов и подкомитетов IEC.

Тем не менее, Россия сегодня на международной арене занимается «догоняющей стандартизацией». Переход от «догоняющей стандартизации» к активному участию в работах ISO и IEC - один из основных путей развития отечественной стандартизации. С появлением у отечественной промышленности мотивации по выходу на мировые рынки и удержанию там своих позиций соотношение между работами в международных организациях и деятельностью в рамках национальной системы должно будет меняться в пользу национальной системы, как это происходит в системах национальной стандартизации ведущих держав мира.

Одной из проблем, сказывающейся на эффективности работ по разработке международных стандартов, является слабое владение российскими специалистами рабочими языками, принятыми в ISO/IEC, и отсутствие финансирования бизнеса - структурами участия специалистов в рабочих группах по стандартизации.

И все же в последние годы наблюдается ряд позитивных перемен. Так, значительно активизировалась деятельность России в руководящих органах ISO и IEC, формирующих стратегию международной стандартизации на длительную перспективу. Представители национального органа по стандартизации дважды избирались в члены Совета ISO и входят в состав руководящих органов IEC. Президентом ISO в 2010 году (на два последующих года) после более чем 40-летнего перерыва избран российский представитель Б.С. Алешин.

В настоящее время ISO объединяет усилия заинтересованных финансовых кругов промышленно развитых стран в рамках постоянно действующего Технического комитета 68 «Финансовые операции»ISO (далее - ISO/ТС 68). Разработка международных стандартов в указанном ISO/TC осуществляется в рамках четырех подкомитетов: « Банковские операции и процедуры», «Ценные бумаги», «Обмен информацией», «Карточки финансовых операций и соответствующие носители информации».

Развитие стандартизации в России в области банковской деятельности определяется в рамках федеральных законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке Российской Федерации». К сожалению, в них имеют место весьма расплывчатые и неоднозначные формулировки в части нормативного и метрологического обеспечения банковской деятельности, объектов и аспектов их стандартизации и подтверждения соответствия.

Тем не менее, Координационным комитетом Ассоциации российских банков по стандартам качества банковской деятельности в 2006 году(с изменениями от 01.07.2007) была разработана и принята «Концепция стандартизации качества банковской деятельности в Российской Федерации». Большое внимание в документе уделяется роли и значению стандартизации банковской деятельности в России. Стандартизация - прекрасная возможность для перехода банков на современный процессный подход к управлению производством, за счёт совершенствования управления повысить качество продуктов/услуг. Концепция стандартизации подробно описывает порядок проектирования, утверждения и последующего внедрения стандартов качества банковской деятельности (СКБД) в банковской организации. Кроме того, описан порядок добровольной сертификации организации на соответствие требованиям данной концепции.

К сожалению, как показывает анализ программных мероприятий в рамках реализации данной «Концепции», направления стандартизации, предусмотренные ею, ограничиваются только вопросами качества управленческой деятельности.

В завершении необходимо отметить, что стандартизация позволяет добиться оптимизации ресурсов и времени, улучшить качество обслуживания и повысить привлекательность, безопасность и надежность банковской системы, как для простых граждан, так и для потенциальных инвесторов и партнеров.


. Проблемы эффективности осуществления регулярных платежей в РФ


.1 Факторы, сдерживающие регулярность осуществления платежей


Очередной опрос Национального агентства по финансовым исследованиям (НАФИ) выявил недоверие россиян к платежным терминалам.

Самыми частыми причинами, по которым жители страны отказываются от платежей через терминалы, являются неумение пользоваться ими, что характерно для старшего поколения, и недоверие к ним, высказанное молодыми людьми в возрастной категории 25-34 года.

Такой сдерживающий фактор, как размер комиссионной платы, взымаемой при проведении платежа, вышел на третье место. Доля лиц, считающих размер комиссионной платы за проведение платежа через терминал слишком большим, выросла более чем вдвое. Среди них преобладают россияне в возрасте от 25 до 44 лет. Не используют терминалы для проведения различных платежей по причине отсутствия информации об их возможностях или из-за того, что их нет рядом с домом или местом работы менее 13 % респондентов.

Доля россиян, производящих регулярно различные виды платежей, за истекшие полтора года составила 67 % от населения, против 39 % на начало этого периода, тогда как доля тех, кто оплачивает услуги через платежные терминалы осталась на прежнем уровне- это треть жителей России. За этот же период доля граждан, оплачивающих услуги через кассы банков, сократилась на 13 %, а тех, кто платит наличными в кассы магазинов, стало меньше на 4 %.

Использование дистанционных каналов проведения платежей в нашей стране находится на низком уровне. К примеру, интернет-платежи при помощи банковской карты совершают не более 5 % опрошенных, расплачиваются электронными деньгами из платежных систем Яндекс-деньги, Webmoney и других 3 % респондентов, еще 2 % пользуются оплатой со счета мобильного телефона. Наиболее часто дистанционно оплачивают услуги связи (40 % опрошенных) и услуги ЖКХ (22 процента опрошенных). Один из десяти россиян гасит кредиты, не посещая отделений банка, а 5 % респондентов пользуются другими видами дистанционных платежей.

Только 10% жителей России пользуются электронными системами платежей.

Популярность систем электронных платежей, таких как Яндекс.Деньги, Pay Pal, Webmoney и прочие, остается в России на низком уровне, ими пользуется не более десяти процентов населения страны.

Активно используют эти платежные инструменты молодые люди, имеющие возраст от 18 до 24 лет, а также жители двух российских столиц. Самым существенным фактором, который удерживает российских жителей от использования платежных систем, является недостаточная безопасность. Так, например, опрошенные россияне считают, что банковские карты более надежны по сравнению с электронными платежными системами в вопросах сохранения личных данных. При ответе на этот вопрос предпочтение пластиковым картам отдали 48 % респондентов, тогда как в пользу платежных систем высказалось только пятнадцать процентов. Также распределились голоса и в отношении уровня защиты конфиденциальных данных.

Многие предпочитают банковские карты электронным кошелькам из-за размера комиссий.47% опрошенных считает, что при использовании пластика комиссии ниже, чем в платежных системах, тогда как 18% думают иначе, а 42% не замечают никакой разницы. По удобству использования пластиковые карты тоже идут впереди платежных систем, ими предпочитают пользоваться 40% опрошенных, а электронными деньгами только 29%.

Опрос в России инициирован НАФИ в 2011-12 годах. В нем приняло участие 1 600 респондентов из 140 населенных пунктов, расположенных в 42 регионах страны. Статистическая погрешность опроса не выше 3.4 процентов. Подавляющее большинство населения России для совершения платежей используют традиционные способы оплаты.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), две трети опрошенных (68%) оплачивают услуги связи или ЖКХ, погашают кредиты или штрафы в банковском отделении, через кассу. Еще 33% предпочитают совершать платежи через отделения Почты России <#"justify">Судя по данным исследования НАФИ, самыми невостребованными у россиян являются дистанционные способы оплаты через Интернет или через мобильный банк. Например, лишь 1% опрошенных заявил, что обычно вносит деньги за услуги ЖКХ, связи через интернет-банк. Мобильный банк никто из респондентов вообще не назвал. Что касается электронных денег, то к ним прибегает 1% людей, принявших участие в опросе НАФИ.

Еще одно исследование НАФИ и Online Market Intelligence показало, что наиболее активными потребителями дистанционных форм оплаты услуг являются интернет-пользователи. Каждый второй представитель этой аудитории оплачивает товары и услуги по банковской карте через Интернет, еще 43% прибегают к электронным деньгам (Webmoney, Яндекс-деньги), а каждый третий (33%) использует счет мобильного телефона.

Чуть менее популярны у пользователей сети такие продукты, как интернет-банк или мобильный банк, благодаря этим сервисам регулярно совершают платежи 22% и 10% опрошенных. Несмотря на то, что большинство россиян (81%), пользующихся Интернетом, осведомлены об электронных платежных системах, пользуются ими далеко не все.

Основной причиной отказа от дистанционных платежей остается привычка рассчитываться наличными. 47% опрошенных заявили НАФИ, что им удобнее осуществлять наличные платежи.

Второй по популярности сдерживающий фактор - недоверие к электронным платежным системам и неуверенность в безопасности подобных платежей. На это указали 27% опрошенных. Однако чем чаще респондент пользуется Интернетом, тем ощутимее снижается уровень его недоверия к электронным платежным системам. Аналогичная корреляция наблюдается и в отношении доходов россиян. Чем больше получает гражданин, тем меньше он боится прибегать к электронным платежным системам.


3.2 Перспективные направления совершенствования рынка платежных услуг


Важность создания национальной платежной системы обусловлена необходимостью модернизации российской экономики, обеспечения международных стандартов в рамках членства России в Комитете по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, развития современных информационно-коммуникационных технологий, появления новых участников рынка платежных услуг, а также с учетом перспективы формирования в России международного финансового центра.

Действующее законодательство Российской Федерации не формирует системной правовой базы, регулирующей весь комплекс отношений в сфере функционирования национальной платежной системы, а ограничивается регулированием лишь отдельных вопросов. Ни один из действующих законов не дает представления о структуре национальной платежной системы, всех видах ее субъектов, требованиях к деятельности отдельных операторов, организации и функционированию платежных систем на территории Российской Федерации, использованию платежной инфраструктуры, функциях Банка России по надзору и наблюдению в национальной платежной системе. Кроме того, необходимы правовое обеспечение платежных инноваций, учет их технологической специфики.

Ассоциация российских банков уделяет пристальное внимание созданию правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование национальной платежной системы, и принимает активное участие в работе над соответствующими федеральными законами, в частности проектами федеральных законов "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Подавляющее большинство предложений банковского сообщества было учтено в ходе разработки и ведомственного согласования законопроекта. Вместе с тем в законопроектах все еще сохраняются положения, по которым, по мнению Ассоциации российских банков, требуется серьезная доработка.

Система электронных платежей Восточной Европы

Платежный регион Восточной Европы за прошедшие 5 лет занял второе место среди растущих быстрыми темпами рынков, на которых происходит постоянный рост объемов платежей, которые совершаются при помощи пластиковых карт.

Этот рост происходит в основном за счет использования дебетовых карт типа Maestro, на которые переводится заработная плата в большинстве компаний. Вместе с этим ростом добавляется хлопот у держателей карт в связи с мошенничеством.

К этому региону, по классификации ООН, относятся практически все страны бывшего социалистического содружества, исключая прибалтийские республики- это Болгария и Белоруссия, Чехия и Словакия, Россия и Польша, Румыния и Венгрия, Молдова и Словения, а также Украина. В этом анклаве уже сейчас насчитывается более чем 131 миллион пользователей всемирной паутины.

Объем транзакций, совершенных в системе электронных платежей, в этом регионе превысил 20 миллиардов евро, что значительно уступает аналогичным рынкам Германии, Франции или Великобритании. Суммарный объем транзакций этих крупнейших европейских рынков составляет 70% от общеевропейского, а в деньгах эквивалентен 175 миллиардам евро.

Доля транзакций в системе электронной торговли, совершенных в странах Восточной Европы составляет лишь 9-10 % от общеевропейской.

Тем не менее, тенденция к росту объемов транзакций обеспечивается такими крупными рынками, как российский, где проведено транзакций на сумму 5 млрд. евро, польский, обеспечивший транзакций на 4.5 млрд. евро и чешский, на котором совершено транзакций на сумму 1.4 млрд. евро (данные 2012 года).

Объём онлайн-платежей в США возрос на 20%.

В Штатах, согласно недавно проведенным исследованиям, было отмечено стабильное увеличение различных онлайн-платежей, а также рост доходов в среднем на 20 %.

Согласно недавнему исследованию, это объясняется существенным перемещением спроса на продукцию из оффлайна (из обычных магазинов) в онлайн торговлю или, иными словами, в разные интернет-магазины, предназначенные для розничной торговли. В исследовании также было отмечено, что спрос на онлайн-сервисы, которые призваны обрабатывать платежи, напрямую связан с применением сети розничной торговли, а также разных аукционных сайтов.

По данным проведенного исследования, растущие доходы будут все больше стимулировать рядового потребителя тратить больше средств в Интернете, тем самым помогая промышленным доходам увеличиться приблизительно на 28% в текущем году и достигнуть 11 млрд долларов. Стремительный рост доходов в итоге привел к увеличению прибыли для больших игроков в данной отрасли, а также к росту числа различных поступлений (или, инвестиций) в данную отрасль.

В докладе было также отмечено, что за последние 5 лет количество компаний США в сфере разработки всевозможного программного обеспечения, предназначенного для обработки онлайн-платежей, возрастало в среднем на 16% ежегодно, и, как ожидают аналитики, также будет расти в среднем на 14% ежегодно в течение последующих 5 лет (28 июня 2011, 10:38).


Заключение


Для нормального функционирования экономики ее субъекты должны иметь возможность осуществлять между собой расчеты за поставленные товары и услуги, в качестве авансирования будущих поставок, а также осуществлять платежи в счет выполнения своих обязательств перед государством. При этом важно обеспечить скорость перевода средств из одного банка в другой, между разными городами, регионами, странами.

Расчеты можно охарактеризовать как систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. В экономической литературе иногда понятия расчетов и денежного платежа практически отождествляются, то есть под расчетами понимаются не товарно-денежные, а только денежные отношения. Это не совсем верно, так как в современных условиях рыночной экономики, при широком развитии авансирования, или предоплаты, завершением расчетов нередко является получение покупателем ранее оплаченного товара.

В России работа по организации расчетов и управлению денежным оборотом возложена на Центральный банк РФ, который регламентирует правила их ведения и осуществляет контроль за их соблюдением.

Что касается безналичных расчетов, они, являясь преобладающими (до 90% всех денежных расчетов), осуществляются в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов. Безналичные расчеты являются результатом экономических отношений между предприятиями, организациями и учреждениями, а также между ними и населением. Они зависят от непрерывности осуществления платежей, связанных с распределением и перераспределением национального дохода. Для этого необходимо, чтобы созданный общественный продукт был реализован и его стоимость приобрела денежную форму.

Безналичные платежи в сравнении с платежами наличными имеют следующие преимущества:

-позволяют увеличивать кредитные ресурсы банковской системы, развивать кредитные отношения;

-способствуют укреплению наличного денежного обращения, поскольку уменьшают сумму наличных средств, необходимых для совершения оборота;

-ускоряют оборот денежных средств и в результате - материальных ресурсов.

Регулярному осуществлению платежей мешает ряд факторов:

-недоверие населения к банкам;

-низкий уровень доходов населения;

-техническая неграмотность населения;

-недостаточное проникновение интернета;

-низкая привлекательность услуги для клиентов;

-слабая защита от мошенничества и значительное «цифровое неравенство»;

-слабая информированность населения в целом;

-привычка рассчитываться наличными.

Однако все эти проблемы можно решить, развивая партнерскую сеть и планомерно разъясняя пользователям удобства применения таких платежей.

Ассоциация российских банков уделяет пристальное внимание созданию правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование национальной платежной системы. И принимает активное участие в работе над соответствующими федеральными законами. В частности над проектами федеральных законов "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе", "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Подавляющее большинство предложений банковского сообщества было учтено в ходе разработки и ведомственного согласования законопроекта. Вместе с тем в законопроектах все еще сохраняются положения, по которым, по мнению Ассоциации российских банков, требуется серьезная доработка.


Список использованных источников


1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996г. N 14-ФЗ.

2.Емелин А.В., исполнительный Вице-президент по правовым вопросам Ассоциации российских банков. Всероссийское совещание Национальная Платежная Система <http://xn--b1aum.xn--p1ai/nps/> и роль Банка России в ее развитии. Сборник докладов 2011

.161-ФЗ от 27 июня 2011 «О национальной платежной системе»

4.Положение ЦБ РФ от 19 июня 2012 №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»

5.Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

.Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: Электронное учебное пособие/Под ред. Н.Д.Эриашвили-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2011.

.Турсина Е.А. Безналичные расчеты. Правила предоставления, исполнения, отзыва, возврата и исправления расчетных документов/Е.А.Турсина.-М.:Эксмо,2010.

.Кузнецова В.В. Банковское дело. Практикум: учебное пособие/В.В. Кузнецова, О.И. Ларина,.-2-е изд., перераб и доп.-М. :КНОРУС,2010.

9.Крылов О.В. Особенности платежных систем на основе пластиковых карточек // Банковские технологии. - 2012. - №1.

10.Коваленко. Г. Слово редактора//Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, - 2012.- №4

.Андросова М.А. Виртуальные и предоплаченные карты: безопасные расчеты//Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, - 2012.- №4

.Лопатин В.А. Платежные системы кредитных организаций - шаг в будущее//Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, - 2012.- №4

13.Аналитический банковский журнал

.Банковское обозрение

.www.arb.ru Ассоциация российских банков

16.http://superpuper.net/home/rynok-tsennykh-bumag-i-birzhevoe-delo/glava10 электронные учебники

17.www.gaap.ru - Проект, предоставляющий материалы по теории и практике финансового и управленческого учета, международным и национальным стандартам

18.www.consultant.ru - Справочная правовая система «Консультант Плюс»

19.business-class.su

20.Гарант;

21.Консультант +.


Теги: Формы расчетов и их роль в рациональной организации расчетных отношений  Курсовая работа (теория)  Банковское дело
Просмотров: 30875
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Формы расчетов и их роль в рациональной организации расчетных отношений
Назад