Соблюдение требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники в авиационных воинских частях внутренних войск

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного права


Курсовая работа

Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь


Выполнила:

Студентка 3 курса, 1 группы,

юридического факультета БГУ

Потеряйко Юлия Сергеевна

Научный руководитель:

Василевич Григорий Алексеевич

доктор юридических наук, профессор


Минск


Оглавление


Введение

Глава 1. Правовое регулирование деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Глава 2. Юридическая сила актов Конституционного Суда

.1 Решения Конституционного Суда

.1.1 Заключения Конституционного Суда

.1.2 Послания Конституционного Суда

Глава 3. Понятие и виды полномочий Конституционного Суда

.1 Полномочия в области предварительного контроля

.2 Полномочия в области последующего контроля

Заключение

Список использованных источников

конституционный суд акт полномочие


Введение


Конституционный Суд Республики Беларусь занимает особое положение в системе органов государственной власти, в том числе органов судебной власти. Во многих странах Европы уже давно полагали, что судебной власти необходимо придать функцию контроля за конституционностью законов в первую очередь для того, чтобы осуществить строительство правового государства. Институт Конституционного Контроля впервые возник в США в 1803 году. Это было связано с тем, что Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы страны, которые принимаются органами законодательной власти. Объявление закона неконституционным означало, что он не должен применяться судами. В настоящее время если закон не соответствует Конституции страны, то действует Конституция, т.к. она обладает большей юридической силой.

В Республике Беларусь, согласно ст.116 Конституции, Конституционный Суд состоит из 12 судей, шесть из которых назначаются Президентом Республики Беларусь, а другая половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. В этой статье четко определены характер, сущность и место Конституционного Суда в системе органов государственной власти. Конституционный Суд в Беларуси принадлежит к числу органов, осуществляющих конституционное правосудие. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь в соответствии со ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие, а также состязательность сторон. В Российской Федерации эти принципы немного отличаются, о чем пишет в своей книге «Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс» Витрук Н.В. Он говорит о том, что принципами судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г., являются независимость судей, коллегиальность, устность разбирательства, свободный выбор языка общения, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. [2, с. 368] Большинство этих особенностей совпадают с принципами других судопроизводств, таких как гражданское, уголовное и административное судопроизводство. Но, не смотря на это, содержание конституционного судопроизводства имеет ряд особенностей.

Предметом исследования курсовой работы являются особенности, характерные для Конституционного Суда Республики Беларусь.

Целью исследования является изучение судебного органа власти Республики Беларусь - Конституционного Суда. В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

изучить компетенцию Конституционного Суда;

ознакомиться с Законами, Кодексами и Декретами, регулирующими деятельность Конституционного Суда.

При исследовании данной проблемы использовались методы:

. сравнительно-правовой, для выделения общих закономерностей развития Конституционного Суда;

. метод системного анализа, для изучения Конституционного Суда Республики Беларусь как необходимого системного элемента органов государственной власти.


Глава 1. Правовое регулирование деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь


Конституционный Суд является единственным органом судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции Республики Беларусь.Правовыми основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются:

Конституция Республики Беларусь от 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.;

Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г.;

Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 20 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями;

Декретом Президента № 14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь».

Для того чтобы государство было правовым, необходимо, чтобы при вынесении всех решений Конституционный Суд страны следовал не только Конституции, но и общепризнанным принципам международного права. Эти принципы не были сформулированы в каком-то одном акте, поэтому не существует единого международного акта, в котором были бы указаны все общепризнанные принципы. В ст.18 Конституции Республики Беларусь сказано, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Кроме того, некоторые принципы содержатся в преамбуле Конституции. Другие принципы названы в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Хельсинском заключительном акте от 1 августа 1975 г.

Глава 2. Юридическая сила актов Конституционного Суда


2.1 Решения Конституционного Суда


По всем вопросам, которые входят в компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, Конституционный Суд вправе принимать решения. Решением Конституционного Суда Республики Беларусь является любой акт, который был принят во время его заседания. В отличие от заключений, которые носят обязательный характер, решения Конституционного Суда носят рекомендательный характер. Итоговое решение принимается Конституционным Судом на закрытом совещании. Решение считается принятым только при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Согласно ст. 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 20 марта 1994 г. все решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с настоящим Законом. Они имеют общеобязательную юридическую силу, являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Что же касается их оформления, то все решения оформляются в виде отдельного документа или протокольно. К решениям Конституционного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявлений, а также особые мнения судей.[1, с. 135] В Кодексе Республики Беларусь «О судопроизводстве и статусе судей» содержится перечень видов решений Конституционного Суда.

В соответствии со ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду ответов в установленный срок, если иное не установлено Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Отказ или уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает их исполнение. [2, с. 50] Решения и заключения Конституционного Суда страны вступают в силу со дня их принятия, если иной срок не оговорен в этих актах. Ни один орган власти не может отменять или изменять выводы Конституционного Суда.

Многие ученые спорят о юридической природе решений Конституционного Суда. Одна группа ученых признает то, что решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются обязательными, однако не считает, что эти решения представляют собой источник права. Другая группа считает, что было бы ошибочным уменьшать роль решений Конституционного Суда, поскольку итоговые решения Конституционного Суда рассчитаны на многократность применения, распространяются на неопределенный круг лиц и кроме того, являются обязательными для всех субъектов права. Поэтому ученые этой группы утверждают, что в иерархии правовых актов решения Конституционного Суда Республики Беларусь занимают место сразу после Конституции и юридическая сила итоговых решений схожа с юридической силой Конституции Республики Беларусь. В то же время было бы ошибочно считать их юридическую силу равной, поскольку сам Конституционный Суд действует на основе Конституции и зависит от изменений и дополнений Основного Закона.


2.1.1Заключения Конституционного Суда

Очень важное место среди актов Конституционного Суда Республики Беларусь занимают заключения Конституционного Суда, поскольку решения о конституционности того или иного нормативного акта принимается именно в форме заключения. Кроме того заключения используются для толкования ранее существовавших заключений и об их пересмотре.Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь. Заключения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа. Заключения подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


2.1.2 Послания Конституционного Суда

Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики особый вид актов Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в стране, которые называются посланиями. Они занимают особое место среди решений Конституционного Суда Республики Беларусь. В ст. 37 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» все послания, запросы и требования Конституционного Суда, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом.


Глава 3. Понятие и виды полномочий Конституционного Суда


Конституционный Суд Республики Беларусь обладает широкими полномочиями в сфере конституционного контроля. Конституционный контроль означает вид правоохранительной деятельности и заключается в проверке определенных нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, на соответствие Конституции. В ст. 37 Конституции Республики Беларусь сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой, а законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В Республике Беларусь существует два вида конституционного контроля: предварительный и последующий. В основе деления лежит различие в содержании конституционного контроля. При предварительном контроле нормативный акт проверяется Конституционным Судом до его вступления в силу. Последующий контроль предполагает, что Конституционный Суд рассматривает дела об уже действующих законах и иных нормативных актах, т.е. его цель состоит в обеспечении конституционности правовых норм на любой стадии их существования. На сегодняшний день последующий контроль является наиболее распространенным в осуществлении конституционного правосудия. В странах, где действует американская модель конституционного правосудия (таких как США и Канада), роль конституционного контроля выполняет Верховный Суд. Что же касается стран с европейской моделью конституционного правосудия, то кроме Республики Беларусь и Российской Федерации сюда относится большинство стран Европы, т.е. именно Конституционный Суд рассматривает вопросы о соответствии законов Основному Закону страны.

В зарубежных государствах существует два варианта возможного обращения в Конституционный Суд с ходатайством о возбуждении процедуры предварительного контроля. Первый вариант используется во Франции в Конституционном Совете. Во французской практике Конституционного Совета предварительный контроль осуществляется на дозаконодательной стадии, объектом проверки Конституционного Совета является проект закона. Второй вариант - когда конституционный контроль осуществляется уже на стадии промульгации, т.е. когда закон уже был принят Парламентом, но еще не был подписан и не вступил в силу.


3.1 Полномочия в области предварительного контроля


Российский юрист, бывший судья Конституционного Суда Российской Федерации Н.В.Витрук в своей книге «Конституционное правосудие» дает следующее определение предварительному контролю Конституционного Суда: «Предварительный (превентивный, предупредительный) нормоконтроль означает проверку конституционности законов, как правило, после их принятия Парламентом, но до промульгации (подписания и обнародования) и вступления в силу.[2, c. 56]

Полномочия Конституционного Суда были значительно расширены после принятия Президентом Декрета № 14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда». Этот Декрет был принят в первую очередь для повышения эффективности конституционного контроля. В нем наряду с полномочиями, которые указаны в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», были указаны новые полномочия Конституционного Суда. В соответствии с п.1.1 ст.1 данного Декрета, Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном ч.5 ст. 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Соответствующее решение принимается Конституционным Судом Республики Беларусь в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд Республики Беларусь. Кроме того, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров - до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Конституционный Суд Республики Беларусь должен принять решение по этому вопросу в течение пяти дней со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Согласно п.1.3 ст.1 данного Декрета Конституционный Суд Республики Беларусь по поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. В п.1.4 ст.1 этого Декрета сказано, что по предложению Президиума Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд Республики Беларусь проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд имеет вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь в его предложении. Расширение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь после вступления в силу Декрета № 14 от 26 июня 2008 г. проявляется в том, что теперь Конституционный Суд имеет право излагать свою позицию о документах, принимаемых иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. Предложение об этом могут вносить: Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь. Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно.

В ст.4 данного Кодекса указано, что официальное толкование декрета или указа Президента Республики Беларусь, которое дает Конституционный Суд Республики Беларусь, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Многие ученые отмечают, что предварительный контроль Конституционного Суда имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества предварительного нормоконтроля проявляются при проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров, позволяющей предотвратить коллизии национального и международного права. [2, с. 57] Недостатком предварительного контроля можно считать то, какую сложную задачу ставит перед собой Конституционный Суд, когда ему в течение одной или нескольких недель требуется принять решение о конституционности закона, в котором содержится несколько сотен статей.

В 2008 г. в порядке обязательного предварительного конституционного контроля Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел 102 закона, в том числе 3 кодекса, 24 общих и специальных закона, 40 законов о внесении изменений и дополнений и о признании утратившими силу законодательных актов, и 35 законов о ратификации международных договоров Республики Беларусь.


3.2 Полномочия в области последующего контроля


Последующий (репрессивный) контроль Конституционного Суда Республики Беларусь распространяется на вступившие в силу, на юридически действующие нормативные правовые акты. Последующий контроль Конституционного Суда Республики Беларусь в отношении законопроектов об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь, поскольку Конституция в иерархии законов стоит на первом месте. В тех странах, где действует американская модель судебного конституционного контроля, не существует предварительного контроля, только последующий контроль. Что же касается стран с европейской моделью судебного конституционного контроля, то там существует два вида: и предварительный нормоконтроль, и последующий нормоконтроль. Не смотря на это, чаще всего действует именно последующий судебный конституционный контроль. Однако есть страны-исключения, такие, как Франция - где органом конституционного контроля - Конституционным Советом Франции, осуществляется только предварительный контроль.

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы о соответствии нормативного акта Конституции Республики Беларусь, как в целом, так и отдельных положений нормативно-правового акта. В ст.22 Кодекса республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что если нормативный акт будет признан Конституционный Судом не соответствующим Конституции Республики Беларусь или нормативным актам, которые обладают более высокой по отношению к ним юридической силой, то такие акты должны быть отменены. В п.6 ст.22 данного Кодекса Республики Беларусь сказано, что положения таких нормативных актов не могут применяться судами, иными органами и должностными лицами.


Заключение


Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республики Беларусь. Он был создан для обеспечения верховенства Конституции в стране, проверки на соответствие нормативных актов Основному Закону Республики Беларусь, а также разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. На заседании Конституционного Суда принимается итоговое решение, которое вступает в силу с момента его принятия, если иное не указано в данном решении. Все решения Конституционного суда являются окончательными и не подлежат обжалованию и опротестованию. Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также актов любого другого государственного органа, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Те нормативные акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, утрачивают силу с того момента, который установил Конституционный Суд.

По времени осуществления конституционный контроль в Республики Беларусь делится на предварительный контроль и последующий контроль. К преимуществам предварительного контроля относится то, что такая форма контроля способствует стабильности и надежности правовой системы. Кроме того, превентивный контроль Конституционного Суда Республики Беларусь позволяет избежать большого количества нормативных актов, которые являются неконституционными. Полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде», а после принятия Декрета №14 Президента 26 июня 2008 г. были значительно расширены полномочия Конституционного Суда. Кроме того в ст.ст. 19-27 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» указаны состав, порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь - это часть судебной власти Республики Беларусь, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках закона. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, равноправие и состязательность сторон.

Главным отличием Конституционного Суда Республики Беларусь от других судов является то, что Конституционный Суд представляет собой не просто судебный орган, но и конституционный орган, который осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции Республики Беларусь.


Список использованной литературы


Василевич, Г.А. Конституционное правосудие. Мн.: Право и экономика, 2012. - 325 с.

Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М.: Норма. Инфа-М, 2010. - 592 с.

Масловская Т.С. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: Тетра Системс, 2009. - 224 с.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. Мн.: Амалфея, 2007. - 48 с.

Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. №139-3;

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Мн.: Книжный дом, 2010. - 768 с.

Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Декрет Президента Республики Беларусь №14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»


Теги: Соблюдение требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники в авиационных воинских частях внутренних войск  Контрольная работа  Военная кафедра
Просмотров: 9349
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Соблюдение требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники в авиационных воинских частях внутренних войск
Назад