Александр и Петр Бадмаевы - бурятские лекари императорского двора

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бурятский государственный университет


Курсовая работа

Александр и Петр Бадмаевы - бурятские лекари императорского двора


Выполнил:

студентка 141302 группы

Будаева Ирина

Проверил: Петунова А.Н.


Оглавление


Введение

. Жизненный путь Сультима (Александра) Бадмаева (1810-1873)

. Жамсаран (Петр) Бадмаев (1842-1920)

. Занятия тибетской медициной

. П. Бадмаев - лекарь императорского двора

. Общественная роль П. Бадмаева

Заключение

Литература


Введение

бадмаев лекарь тибетский медицина

Долгие годы имя Петра Александровича Бадмаева, крупного ученого, основоположника врачебной науки Тибета в европейской части России, исследователя Востока, первого переводчика на русский язык фундаментального труда "Жуд-Ши" - главного руководства по тибетской медицине, было незаслуженно забыто.

Ему ставилось в вину то, что он как известный врачеватель своего времени лечил членов царской семьи, имел генеральский чин и т.п. Жена П.А. Бадмаева, Е.Ф. Бадмаева, пыталась восстановить справедливость в отношении своего мужа. В 1950-е годы она обращалась в Министерство здравоохранения с предложением передать архивы П.А. Бадмаева, его труды, раскрывающие систему врачебной науки Тибета, для опубликования. Она скончалась в 1954 г., так и не дождавшись ответа.

В 1960-годы младшая дочь П.А. Бадмаева, врач, - Аида Петровна Гусева (по мужу) также обращалась в Минздрав и в Академию медицинских наук с предложением об издании трудов отца, - ответ последовал весьма неопределенный. Об издании рецептуры тибетских лекарств ходатайствовал крупнейший специалист в области лекарственных растений, доктор фармацевтических наук, профессор А.Ф. Гамерман, при этом она сообщала, что А.П. Гусева провела значительную работу по систематизации трудов своего отца. Однако эти обращения остались без ответа.

Но времена менялись. В 1978 г. Монгольская академия наук выпустила сборник "Лекарственные растения", и в числе первоисточников упоминаются два имени - П.А. Бадмаев как переводчик "Жуд-Ши" и А.П. Гусевой как автора ряда статей о тибетской медицине, опубликованных в "Научных записках Ленинградского химико-фармацевтического института". Книга эта вышла на русском языке небольшим тиражом в тысячу экземпляров.

В 1987 году состоялось заседание Научного общества истории медицины, посвященное теме: "Тибетская медицина в Петербурге, Петрограде, Ленинграде". Докладчик, кандидат биологических наук, автор ряда трудов по истории медицины Т.И. Грекова посвятила основную часть доклада братьям Бадмаевым, Александру и Петру. Много добрых слов было сказано на этом заседании о Петре Александровиче: "Выдающиеся заслуги Петра Александровича Бадмаева долгое время замалчивались из-за его генеральского звания, близости ко двору, а также из-за его якобы дружбы с Распутиным. Однако найденные документы свидетельствуют о попытках П.А. Бадмаева разоблачить всесильного старца. Эти попытки, как и многие другие, не имели успеха, но свидетельствуют о позиции ученого".

Цель работы: рассмотреть, почему имена Александра и Петра Бадмаевых были забыты, как в судьбе простого бурята отразились события, происходящие в нашей стране.

Задачи:

·осветить основные этапы жизни Александра и Петра Бадмаевых;

·изучить архивные источники, документальную и историческую литературу, найти в них материалы, касающиеся деятельности Бадмаевых;

·рассмотреть их связь с императорским двором;

·рассмотреть вклад Александра и Петра Бадмаевых в развитие медицины.

Чтобы глубоко провести исследование, мы использовали следующие методы:

·работа с литературой: изучение справочных материалов и специальной литературы;

·анализ и обобщение материала.


1. Жизненный путь Сультима (Александра) Бадмаева (1810-1873)


Сультим (Александр) Бадмаев родился в улусе Табтанай Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа. Отец его - Засогол Дунсуханов происходил из древнего барун - хуасайского рода, переселившегося из Тугнуйской долины Бурятии в Агинские степи. У Засогола и его супруги Бадмы было четырнадцать детей: семь сыновей и семь дочерей. Старшим был Сультим, который был отдан малолетним в дацанскую школу, где обучался десять лет азам индо-тибетской медицины, встал на путь лекаря. В то время как центры восточной медицины получили популярность такие дацаны, как Агинский, Цугольский и Ацагатский. Используя материалы классического медицинского сочинения "Чжуд-ши", бурятские эмчи создавали популярные лечебники "Дурбэн ундусэн".

Сультим Бадмаев быстро получил призвание как искусный эмчи-лама. Молва о лечебной практике Бадмаева, о "чудодейственном излечении сородичей" получила широкое распространение в Нерчинском округе, в степях Даурии и Аги, вскоре по всему Забайкалью. К нему обращались не только буряты, но и русские. Нерчинское окружное лекарское ведомство 11 июня 1852 года распространило предписание такого содержания: "Беспрепятственно дозволяется лекарю гелун-ламе Сультим Бадмаеву лечить своих сородичей, не касаясь русских". Несмотря на ограничения такого рода, слава о неординарном враче, эмчи-ламе Бадмаеве распространилась по всей Сибири, дошла до столицы Российской империи.

Стали интересоваться личностью врача Сультима Бадмаева и в Сибири, и в центре, Санкт-Петербурге. Во время эпидемии тифа в крае генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский прибег к помощи эмчи-лама Бадмаева, который со своими помощниками сумел локализовать опасную эпидемию, используя лечебные средства тибетской медицины. Врач И. Реман, ознакомившись с методами лечения Бадмаева, стал горячим сторонником изучения основ и принципов тибетской медицины, внедрения ее в медицинскую практику России.

По высочайшему повелению генерал-губернатор Н.Н. Муравьев- Амурский сделал предложение ехать Сультиму Бадмаеву в Санкт-Петербург. В столице он прошел непростые испытания, методы его лечения были проверены самым строгим образом. В 1960 году вышел вердикт, согласно которому Бадмаеву разрешено было лечить больных в военном госпитале. Причем перед ним были поставлены жесткие условия: "По высочайшему повелению Медицинский департамент Военного министерства (своим решением №10182 от 3 октября 1860 года) предлагает Бадмаеву лечить больных, одержимых бугорчаткой во всех степенях развития, и испытать свои средства над больными, одержимым раком в Николаевском военном госпитале под наблюдением врачей". Если эмчи Бадмаев не докажет на практике, что его лечение приносит пользу, то, говорилось в решении, правительство откажет ему в медицинской практике.

Однако жесткие требования не остановили Бадмаева, и он сумел справиться с поставленными задачами, трудясь упорно и самозабвенно. Через год, в 1861 году, выдержал экзамен на звание лекарского помощника и ему присвоили чин с правом носить военный мундир и пользоваться привилегиями военного врача. До приезда в Санкт-Петербург он был избран членом Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. В столице ему присвоили чин коллежского регистратора.

В 1864 году Сультим Бадмаев по его просьбе был направлен в Петербургскую военно-медицинскую Академию для изучения хирургии. В его жизни происходят важные события: он принимает православие, где ему дают имя Александр, вступает в брак с русской женщиной. Начинает вести занятия монгольского языка на восточном факультете Петербургского университета. Вначале вел лекции бесплатно, лишь с 1868 года стал получать оклад лектора.

Главным занятием С. Бадмаева являлась лечебная практика по методу тибетской медицины. В 1860 году в Песках под Петербургом открыл аптеку тибетской медицины, первую в России и Европе. Авторитет Сультима (Александра) был достаточно высоким среди столичной аристократии. Вскоре он вызвал к себе в качестве помощника своего брата Жамсарана.

Александр Бадмаев стоял у истоков перевода основного трактата индо-тибетской медицины "Чжуд-ши". Он был одним из главных инициаторов его перевода, в котором участвовали преподаватели университета главе с профессором А.М. Позднеевым, также брат Жамсаран-Петр. Но при жизни не была реализована эта его мечта.

Сультим - Александр Бадмаев скончался в 1873 году весьма почитаемый населением, медицинской и университетской общественностью. Его богатое медицинское наследие, в том числе и аптека медицинских препаратов перешли в распоряжение Жамсарана. Основным продолжателем его дела стал их племянник Осор, по православию Николай Николаевич Бадмаев, выпускник Императорской Военно-медицинской Академии, в годы массовых репрессий попавший в застенки Гулага.


. Жамсаран (Петр) Бадмаев (1842-1920)


Жамсаран был седьмым сыном Засогола Бадмы, бурята- скотовода средней руки. Его старший сын Александр Александрович Бадмаев открыл в Петербурге аптеку лекарственных трав и занялся частной практикой. Еще перед отъездом в Петербург он ходатайствовал перед губернскими властями, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классическую гимназию, и просьба эта была уважена. Жамсаран закончил гимназию с золотой медалью. Старший брат не случайно выделял Жамсарана из остальных братьев: он считал его наиболее способным. Теперь он просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург - ему нужен был помощник, а в дальнейшем и преемник.

Жамсаран имел быстрый, пытливый ум, мгновенную реакцию, к тому же приехал в Петербург молодым, имея гимназическое образование. Он скоро адаптировался в новой среде, поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Жамсаран был чрезвычайно энергичный, общительный юноша, он всюду успевал, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. И этот заряд неукротимой энергии он пронес через всю свою жизнь.

Он заочно сдал экзамены в Академии и получил право врачевания. Но, имея запас знаний европейской медицины, он решил посвятить себя и медицине тибетской. По примеру брата, он крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра Великого; отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник - цесаревич, будущий император Александр III, в одном из писем Николаю II есть прямая ссылка на это.

По окончании университета, Петру предложили должность чиновника 8-класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи. Он принял должность. Она была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Чжуд-Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета. По словам старшего брата, рукопись представляла собой длинные манускрипты, которые читать следовало не слева направо, а сверху вниз.

В Министерстве иностранных дел он проработал до 1894 года. Деятельность П. Бадмаева в этом Министерстве была тесно связана с внешней политикой России на Дальнем Востоке. Он побывал в Монголии, Китае и Тибете. Ему было присвоено звание действительного статского советника. Кульминационным моментом является представление царю Александру III записки о задачах русской политики на азиатском Востоке. По мнению П Бадмаева, "на китайско-монгольско-тибетском Востоке" назревают крупные перемены, на грани падения Цинская династия. Автор записки предлагал план, реализация которого, по его замыслам, должна привести к установлению русского господства в странах "китайско-монгольско-тибетского Востока". Он подчеркивал огромное значение строящейся Транссибирской железной дороги для укрепления позиций России на Востоке, обращал внимание на открывающуюся в связи с ее строительством историческую перспективу и считал необходимым сооружение железнодорожной ветки от Байкала через Монголию к Ланьчжоу (провинция Ганьсу в Китае). Бадмаев писал, что Ланьчжоу является ключом к Тибету, Монголии, Китаю. Сооружение этой железнодорожной ветки приведет к усилению в этом регионе русского влияния. Идею укрепления позиций царизма путем железнодорожного строительства в Монголии и Китае поддерживал министр финансов С.Ю. Витте.

Пользуясь поддержкой влиятельного графа С.Ю. Витте, в 1891-1897 годах П.А. Бадмаеву удалось получить из казны два миллиона рублей золотом для создания фирмы "Торговый дом Бадмаева ". Эта коммерческая организация занялась основанием крупного скотоводческого хозяйства в Бурятии и Монголии, арендой земель у бурят и монголов, закупкой верблюдов для перевозки грузов и открытием торговых лавок. С 1895 года Бадмаев начал издавать газету "Жизнь на Восточной окраине" на монгольском и русском языках. Эта газета являлась первой бурятской прессой, издававшейся в Забайкалье и пользовавшейся определенной популярностью среди представителей бурятского сообщества. В газете уделялось значительное внимание развитию хозяйства и культуры, торговли и быта бурят, всего населения Забайкалья, освещению вопросов экономики, культуры, торговли народов Монголии, Китая и Тибета.

Из-за нехватки средств и финансовых затруднений фирма П. Бадмаева прекратила свое существование в 1907 году. П. Бадмаев продолжал активно выступать как общественно-политический деятель, участвовал в работе различных общественных организаций. По убеждению он был сторонником монархии. Опубликовал ряд работ по вопросам внешней политики России на Азиатском континенте.

П.А. Бадмаев решительно поддерживал своих сородичей в их борьбе за сохранение за ними "породных земель". В начале 20 века забайкальская администрация пыталась заставить бурят "прекратить кочевой образ жизни и перейти к оседлому занятию земледелием". Буряты всячески противились этому. Стали выбирать уполномоченных в Пекин и Петербург. В Пекине они хлопотали о разрешении переселиться им из забайкальских степей в Монголию. В Петербурге гонцы жаловались на читинских администраторов. П.А. Бадмаев вместе с бурятскими нойонами ходатайствовал перед государем о приостановлении земельной и административной реформ в Забайкалье. Бурят оставили в покое и дали им жить, как они хотели.


. Занятия тибетской медициной


Последнее десятилетие своей жизни П.А. Бадмаев посвятил тибетской медицине.

Традиционный метод диагностики - когда врач осматривает больного, выслушивает, ощупывает, посылает на анализы, на рентген и т.д. Вследствие чего и ставит диагноз. Второй способ, который предпочитает врачебная наука Тибета (не отрицая первого), состоит в методике расспроса больного об его ощущениях после принятия пищи, настроении, наклонностях, а также в применении пульсовой диагностики. И если европейский врач может лишь констатировать, скажем, воспаление аппендицита или увеличение печени, наконец, появление опухоли, то тибетский врач может предсказать появление этой болезни за год, а то и за два, и таким образом предотвратить ее своими советами и лекарствами.

Для опытного же, талантливого врача - тибетолога достаточно взглянуть на больного, чтобы по цвету кожи, выражению глаз, голосу, пульсации поставить диагноз.

Тибетские лекарства отличаются тем, что они не имеют противопоказаний и не вызывают никаких побочных явлений. Они полностью исключают применение химикатов. В их состав входят главным образом травы, произрастающие в Агинской степи, Монголии, Тибете, а также плоды деревьев и минералы.

Назначение этих лекарств состоит не в том, чтобы убить какие - то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому перебороть их. Лекарствами могут быть и яблоко, и стакан чистой воды. П.А. Бадмаев считал, что лекарством служит само окружающее нас пространство, коль скоро наш организм нуждается в нем.

Он занимался врачебной практикой, переводом на русский язык и изданием работ по тибетской медицине. Он в совершенстве знал классические письменные тибетский и монгольские языки, имел европейское медицинское образование, основательно изучил принципы тибетской медицины. Все это позволило ему перевести с тибетского языка на русский главный трактат тибетской медицины "Чжуд-ши".

Это был первый перевод на русский язык этого объемного классического сочинения. В другой своей работе Бадмаев объектом своего внимания выбирает основные разделы тибетской медицины (патология, терапия, хирургия, фармакология и т.д.), сравнивает их с основными принципами европейской медицины.

Врачебная практика П.А. Бадмаева в Петербурге по тибетской медицине пользовалось большой популярностью. У него лечились представители самых различных сословий, но прежде всего российская интеллигенция, министры и придворные сановники.

Об этом свидетельствуют статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, вышедшей в 1891 г.

В четвертом томе о Бадмаевых сказано: "Бадмаевы - два брата, буряты, Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка Санкт-Петербургского университета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев - младший брат и воспитанник предыдущего, родился в 1849 г.

Учился в Медико-хирургической академии и получил право врачебной практики. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". Если энциклопедия вышла в 1890-х годах, то составлялась она в 1880-х.


. П. Бадмаев - лекарь императорского двора


По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из великих княжен, дочерей царя. Иногда во время посещения доктора появлялся император Николай II, которого Петр Александрович знал еще в юном возрасте. Поэтому считал возможным обращаться к нему с письмами. В частности, он жаловался царю на притеснения бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести кочевой образ жизни. Но он отстоял право бурят кочевать по Агинской степи, хотя Плеве и грозил выслать его в Архангельск. По свидетельству секретаря Бадмаева Е.И. Вишневского, Петр Александрович в ответ на эту угрозу отослал министру письмо, в котором была фраза: "Что касается Архангельска, то я поеду туда лишь вместе с Вами". По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был очень смелый человек.

В 1925 году вышла книжка "За куллисами царизма" с подзаголовком "Архив тибетского врача Бадмаева". Там есть его письмо царю и по поводу взяток и с упреками, в том числе за поражение России в русско-японской войне. Дед всегда был на стороне гонимых. А когда гонимым стал его привилегированный класс в революции 1917 г, он не примкнул к победителям, к большевикам, а остался верен своим монархическим взглядам и, кажется, не скрывал этого, за что и пострадал: его несколько раз арестовывали и сажали в тюрьму. В те лихие времена монархиста, да еще и бывшего генерала, могли и расстрелять. Но каждый раз его выручали пациенты, среди которых были и большевики, члены РСДРП со дня основания партии. Известен случай, когда его из тюрьмы освободила группа вооруженных матросов, пришедших к нему на прием. Ему было трудно смириться с новой властью. И на восьмом десятке лет в характере его жила та же неукротимость, свойственная ему всю жизнь. У него и с прежней, царской властью случались конфликты. В 1916 г. он выгнал из своего дома на Поклонной министра внутренних дел А.Д. Протопопова, хотя знал, что Протопопов может убрать его с помощью секретных агентов под видом скажем, разбойного нападения (Это делалось во все времена.). Но на другой день, по просьбе того же Петра Александровича, Елизавета Федоровна ездила извиняться к Александру Дмитриевичу. При этом Бадмаев сказал так: "Передайте мои извинения моему пациенту. Может снова приехать. Министра я могу ругать, а больного - не вправе..." Протопопов был болен тяжелой наследственной болезнью, от него отказались европейские врачи.


. Общественная роль П. Бадмаева


Наряду с этим П.А. Бадмаев успешно занимался благотворительно-просветительской деятельностью. Учредил на восточном факультете Петербургского университета две стипендии для бурят.

Например, его стипендиантом был Г.Ц. Цыбиков, ставший впоследствии знаменитым ученым и путешественником. П.А. Бадмаев содержал в Петербурге собственную гимназию, где обучались бурятские мальчики. Он обращался с ходатайством об открытии пяти медицинских семилетних школ при дацанах для бурятского населения Восточной Сибири. Ему разрешают открыть две медицинские школы для бурят и одну для калмыков.


Заключение


Итак, перед нами крупная фигура, наделенная талантом и выдающимися способностями. Петр Александрович Бадмаев имел университетское и высшее медицинское образование. Работал чиновником Министерства иностранных дел, лектором университета, вел многолетнюю врачебную практику, переводил и комментировал труды по тибетской медицине (с тибетского и монгольского языков на русский язык). Перу его принадлежат труды по общественно-политическим и торгово-экономическим аспектам, проблемам зарубежного Востока, Монголии, Китая и Тибета. Следовательно, П.А. Бадмаев занимался исследовательской работой, изучением Востока и внес определенный вклад в востоковедческую науку, в тибетологию и монголоведение. Прежде всего, он незаурядный практик и теоретик врачебной науки Тибета (тибетской медицины). П.А. Бадмаев имеет заслуги в защите интересов бурятского народа от засилья царского режима, в просвещении бурят.

Научная биография П.А. Бадмаева еще не написана. Сейчас его доброе имя реабилитировано. Неординарны судьба и личность этого человека, приехавшего в Петербург из глубины бурятских степей и ставшего широко образованным исследователем и врачом. Прежде всего, внимание научной общественности привлекает его разносторонняя деятельность в области тибетской медицины. Специалисты считают, что исследования и рекомендации П.А. Бадмаева по сохранению здоровья в различных экологических условиях, в том числе экстремальных, не имеют себе равных. Его переводы и трактовка "Чжуд-ши", основного руководства по тибетской медицине, были изданы давно, но лишь частично. Бадмаевский перевод третьей книги "Чжуд-ши" вообще не издавался и хранится в архиве его внука, писателя Б.С. Гусева.

Изданная в 1925 г. книга В.П. Семенникова "За кулисами царизма (Архив тибетского врача Бадмаева)" содержит характеристику деятельности П.А. Бадмаева. Он здесь обрисован как политический аферист и чуть ли как не шарлатан. Однако " содержащий в этой работе богатый фактический материал позволяет говорить совершенно объективно об обратном - о колоритной личности, занимавшейся политической, общественной и научной деятельностью, активной врачебной практикой.

П.А. Бадмаев, как ученый востоковед и врач тибетской медицины, а также общественный деятель, должен занять подобающее ему место в истории Бурятии и России.


Литература


1.Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в ХIХ и начале ХХ веков. - Улан-Удэ, 1957

2.Гусев Б. Петр Бадмаев. Крестник императора, целитель, дипломат. - М., 2000

.Кузьмин Ю.В. Тайны доктора П.А. Бадмаева. - Иркутск, 2003

.Лукоянов И.В. Восточная политика России и П.А. Бадмаев // Вопросы истории. - 2001. - №4. - С. 111-126

.Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указу Петра I). - Улан-Удэ, 2001

.Семенников В.П. За кулисами царизма (Архив тибетского врача Бадмаева). Л., 1925

.Чимитдоржиев Ш.Б., Михайлов Т.М. Выдающиеся бурятские деятели 18-начало 20 века. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1994 г. С. 58-62

.Чимитдоржиев Ш.Б. Выдающиеся деятели - выходцы из хори-бурят. Улан-Удэ, 2002, С. 156-160


Теги: Александр и Петр Бадмаевы - бурятские лекари императорского двора  Курсовая работа (теория)  Медицина, физкультура, здравоохранение
Просмотров: 28748
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Александр и Петр Бадмаевы - бурятские лекари императорского двора
Назад